Статья опубликована в № 4588 от 15.06.2018 под заголовком: Умер Станислав Говорухин

Памяти Станислава Говорухина

Кинорежиссер, сценарист и актер скончался в Москве в возрасте 82 лет
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Премьера его последнего фильма, «Конец прекрасной эпохи» (по «Компромиссу» Сергея Довлатова), состоялась на «Кинотавре» три года назад. У многих та картина вызвала оторопь: происходившее на экране имело к Довлатову мало отношения. То же место действия (Таллин), та же профессия героя (журналист в местной газете), условно те же коллизии – но абсолютно другая интонация. И время другое: не 1972-1975 гг., как в «Компромиссе», а 1969 г., не устоявшаяся духота застоя, а излет оттепели. Герой не страдает от советской удушающей тупости – он относится к ней скорее с улыбкой. Гораздо важнее другое: ничего не формулируя, но все бессознательно ощущая, он прощается с замечательными 1960 гг. и с собственной юностью. Никто не мог и подумать, что это Говорухин прощается с профессией и с жизнью. Без горечи, без ярости и без уныния – со вздохом напоследок оглядывается.

Говорухин многое знал про печаль о прошлом. К своим восьмидесяти он схоронил толпу друзей и своих актеров. Давно ушли Владимир Высоцкий (Жеглов), Александр Белявский (убийца Фокс) и Евгений Евстигнеев (Ручечник). Ушел Владислав Галкин, дебютировавший у Говорухина в роли Гекльберри Финна, а потом снимавшийся в «Ворошиловском стрелке». Ушел и ворошиловский стрелок Михаил Ульянов, и его главный по фильму противник Александр Пороховщиков. И большинство «негритят» – Кайдановский, Зельдин, Глузский, Жарков, Абдулов, Ромашин. Ушла Гурченко, которой Говорухин дал главную роль в «Белом взрыве» в то время, когда хороших ролей ей почти не перепадало. Ушел Николай Еременко-младший, для которого главным в жизни фильмом стали «Пираты ХХ века» по говорухинскому сценарию и который потом еще снялся у него в «Детях капитана Гранта».

Люди, его знавшие (как киновед Вячеслав Шмыров), пишут, что за маской высокомерия и рассудочности он прятал крайнюю уязвимость. У Говорухина не так много фильмов, действие которых разворачивается здесь и сейчас. Он предпочитал иные страны, о которых читал у Марка Твена, Даниэля Дефо, Жюля Верна и Агаты Кристи, экзотические южные моря, далекие горы (лучше которых могут быть только горы). Как режиссер он куда вольготней чувствовал себя в прошлом, чем в настоящем. На глазах у Говорухина растворялись реалии эпох - ельцинской, перестроечной, позднего застоя, раннего застоя, хрущевской, послевоенной (которую он воспел в «Месте встречи…») – не говоря уже о 1913 г., которого он не видел, но по которому вдохновенно скорбел в «России, которую мы потеряли».

Он проклял современность в «Ворошиловском стрелке» и снимал потом подчеркнуто старомодные фильмы вроде «Артистки», «Пассажирки» или «Week-end» – и обижался, что зритель на них не ходит. Но он горячо поддерживал Владимира Путина и доказывал, что и его друг Высоцкий тоже непременно поддержал бы того – потому что в Путине Говорухин абсолютно искренне видел гаранта стабильности и духовных скреп. Как председатель комитета по культуре Госдумы, Говорухин был самым горячим сторонником закона, запрещающего мат с экрана. В неискренности Говорухина упрекнуть вообще было невозможно.

Против Путина, за Путина

Покойный Станислав Говорухин работал в Госдуме все семь ее созывов. После перестройки он стал одним из лидеров Демократической партии России. В 1993 г. партия набрала на выборах в Думу 5,5%, и Говорухин впервые стал депутатом. На выборах 1995 г. он создал «Блок Станислава Говорухина», который в Думу не прошел, но сам Говорухин избрался по одномандатному округу. В 1996 г. Говорухин поддержал Геннадия Зюганова во втором туре президентских выборов, а через три года стал депутатом от блока «Отечество – Вся Россия» Евгения Примакова и Юрия Лужкова. В 2000 г. Говорухин был соперником Владимира Путина на первых для того президентских выборах, набрал всего 0,44% голосов.
В 2005 г. Говорухин вступил в «Единую Россию» и возглавил – до конца жизни – комитет по культуре Госдумы. В 2007 г. он был избран в Госдуму уже по списку «Единой России». Следующим знаменательным шагом в политической карьере Говорухина стало руководство в 2012 г. предвыборным штабом Владимира Путина, созданным на базе Общероссийского народного фронта, сопредседателем которого он стал.
В 2000 г., конкурируя с Путиным, Говорухин говорил, что народ выберет любого царя, которого ему покажут; в 2012 г. – что не видит иного лидера, кроме Путина, кому бы мог доверить страну, где будут жить его дети и внуки.
Соболезнуя родным и близким Говорухина, Путин написал, что и в кинематографе, и на общественном поприще Станислав Сергеевич трудился с полной самоотдачей, твердо отстаивал творческую и гражданскую позицию и потому по праву пользовался непререкаемым авторитетом.
Политолог Михаил Виноградов написал, что фильм «Место встречи изменить нельзя» дал возможность зрителям спорить, кто же прав – Жеглов или Шарапов; есть у Говорухина и другой фильм с неочевидной истиной – «Десять негритят». «И в то же время мы видели реального Говорухина, которому было все ясно и про Жеглова, и про негритят, – продолжает Виноградов. – Меня одолевал вопрос: когда и что в нем переломилось, чтобы из автора вечных вопросов он превратился в героя песни из «Ассы». Несоизмеримые масштабы художника и личности. И это достойно уважения».
Елена Мухаметшина

СвернутьПрочитать полный текст

Может быть, это одна из причин, почему даже люди, категорически с ним во взглядах расходившиеся, грустят о нем. Он был режиссером крепкого, всенародно любимого кино. Символом советского кинематографа, не пропускавшим в свои фильмы ничего официально-советского. Человеком, никогда публично не распускавшим нюни и не хваставшимся своим удивительным внутренним миром, - но и человеком, которому все время снились сны о чем-то большем, о чем-то более благородном, чем будни.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»

Десять фильмов Станислава Говорухина

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more