В российских школах большинство учителей – женщины, а директоров – мужчины


Накануне Дня учителя, который ежегодно отмечается 5 октября в почти 100 странах мира, Организация экономического развития и сотрудничества (OEDC) представила новое масштабный исследование, в котором приняли участие 70 000 педагогов из 23 разных странах.

Выяснилось, что большинство учителей (70%) в мире - женщины. Причем больше всего женщин-учителей в Болгарии, Эстонии, Литве, Словакии и Словении (порядка 85%). В России, по данным Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, доля женщин среди учителей составляет около 81%. Среди директоров школ 55% – мужчины. Максимальная доля женщин-директоров в Бразилии - около 87%, минимальная - в Турции (7%) и Южной Корее (12%).

Учителей старше 60 лет больше всего в Норвегии и Эстонии (около 12%). Абсолютный рекордсмен по числу молодых специалистов (до 30 лет) среди преподавательского состава - Турция. В этой стране доля молодых учителей приближается к 43%, тогда как на Мальте - второй стране по числу молодых педагогов в школах - данный показатель составляет только 32%. Меньше всего молодежи в итальянских средних учебных заведениях - всего около 2%. Проблема старения преподавательского состава до сих пор остается одной из самых актуальных в мире, однако ситуация в скором времени может начать изменяться к лучшему - уже сегодня в таких странах, как Бельгия, Бразилия, Ирландия, Малайзия, Мальта, Польша и Турция, более 50% учителей находятся в возрастной группе моложе 40 лет. В России средний возраст учителя - 43 года. В наших школах работают около 13% педагогов старше 60 лет и столько же - моложе 30.

Лидер по продолжительности преподавательского стажа - Австрия, здесь 57% учителей на данный момент посвятили школе 20 и более лет. Доля педагогов с опытом работы менее 2 лет выше всего в Исландии (17%) и Турции (18%).

В среднем по всем странам, участвовавшим в исследовании, высшее образование получили 97% учителей. Число обладателей среднего профессионального и неполного высшего образования выше всего в Бразилии (9%), Мексике (10%) и Исландии (12%). Степень магистра в среднем имеют около трети всех респондентов и только 1% - академические степени выше магистерской. Лидерами по числу магистерских степеней являются Словакия (96%), Польша (94%), Испания (79%), Италия (77%) и Болгария (64%).

Высшее образование есть у 84% российских учителей и практически у всех директоров школ. 3,6% руководителей средних учебных заведений имеют степень кандидата наук или выше; среди учителей этот показатель составляет 0,7%.

Накануне Дня учителя ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий посетовал, что «выдающиеся учителя в школу не идут». По его словам, в начальной школе не имеют высшего образования около 40% педагогов, а в средней и старшей – 6%. По его данным, учителя, работающие в регионах, получают в среднем 7000-12 000 руб. в месяц со всеми надбавками, в то время как в Москве — 36 000 руб.

Ежегодный доход московского учителя начальных классов — $5200, что более чем в 13 раз меньше оклада учителя в Нью-Йорке ($68 900), но в полтора раза больше, чем оклад учителя в Киеве ($3400) и почти в четыре раза больше, чем у учителя в Каире ($1400), утверждают исследователи международной финансовой компании UBS, которые в своем докладе Price and Earnings оценили уровень жизни 73 крупнейших городов мира.