Главное для российских менеджеров – не цель, а дружеские отношения


Анархист в душе. Русский характер и стиль руководства

Манфред Кетс де Вриес

М.: Аквамариновая книга, 2009. 128 с.

Хотите верьте, хотите нет, но цитата из классика о том, что «умом Россию не понять», потеряла актуальность, по крайней мере если речь идет о стиле руководства. Профессор школы бизнеса INSEAD Манфред Кетс де Вриес, известный как «патолог» организаций, в ходе очередного исследования блестяще разгадал эту головоломку и уверяет всех нас, что «взгляд со стороны на русские поведенческие особенности поможет и самим русским осознать, как они ведут дела, какими мотивами и соображениями при этом руководствуются».

Наблюдения профессора многим покажутся до боли знакомыми: тут и ориентация наших топов не на цель, как у американских и европейских руководителей, а на взаимоотношения («в своем бизнесе они предпочитают окружать себя сетью друзей»); и дружба среди людей бизнеса, для получения которой любому иностранцу просто необходимо выполнить «ряд действий, выглядящих как тесты, которые он должен был пройти для завоевания их уважения, – например, похожее на дуэль распитие водки, «пытку» в бане»; это и «российская мафия – аморфная группа высокопоставленных правительственных чиновников, менеджеров из сферы экономики и криминальных элементов», где «не уважаются ни правила, ни законы, за исключением «закона» автомата Калашникова»; и понятный многим, даже обывателям, вывод о том, что «до сих пор существует масса организаций (особенно в общественном секторе), в которых мелкие бюрократы – люди, чрезвычайно затрудняющие всем жизнь, – остаются у власти».

Понятен и главный вывод исследования: в большинстве организаций авторитарный стиль руководства означает «подчинение власти, вытеснение аутсайдеров, использование принуждения с акцентом на ранги и статусы». В итоге работники «на более низких должностях часто чувствуют себя беспомощными и стремятся проецировать власть на тех, кто стоит над ними. Находящиеся же на высших должностях довольны, когда их считают всезнающими и всемогущими, и ведут себя соответствующе».

Однако поведение молодых руководителей, по мнению профессора, «разительно» отличается от тех, кто придерживается автократического мировоззрения. Общаясь с молодыми, он «почти не видел свидетельств парадигмы командно-управленческого деления, столь распространенного в традиционных российских организациях». Этим новым силам в российском бизнесе свойственно, как пишет Кетс де Вриес, «анархистское мышление» и оно может оказаться полезным. Объясняя суть этого явления, автор настаивает, что «именно дух предпринимательства является той кровью, которая наполняет вены любой организации, вносит вклад в строительство нового общества». Может, и пафосное утверждение, но справедливое, как и другое, из более ранней его работы: «Организации похожи на машины. Они двигаются сами по себе только под гору. Чтобы заставить их работать, нужны люди».