Статья опубликована в № 2518 от 30.12.2009 под заголовком: Кто оплатит Тигра

Как сэкономить на праздновании Нового года

У компаний, которые решили оптимизировать бюджет за счет праздника, выбор невелик – либо отказаться от дорогих вечеринок и подарков партнерам и сотрудникам, либо отменить корпоративный Новый год вообще. В отличие от представителей бизнеса некоторые чиновники готовятся отпраздновать приход года Тигра с размахом
Сюрреалистический трэш

В агентстве «Князевъ» составили рейтинг популярности стилей новогодних корпоративных праздников, проанализировав заказы агентства за последние два года. Самым востребованным оказался сюрреалистический стиль в духе Сальвадора Дали – его предпочли 32% компаний. Стиль «трэш» выбрали 25% заказчиков. Традиционный русский праздник с песнями, плясками и массовыми гуляньями постепенно сдает позиции – его заказывали только 15% клиентов.

В компании Finn Flare второй год подряд оказываются от празднования корпоративного Нового года. Правда, 11 декабря сотрудники отметили другое событие – переезд в более просторный офис ближе к центру, рассказала Ксения Рясова, президент компании. Раньше Finn Flare занимала 1700 кв. м в районе метро Кантемировская, сейчас перебралась в бывший офис «Евросети» площадью 2300 кв. м. Скромный фуршет по поводу переезда обошелся как минимум в пять раз дешевле, чем новогодняя вечеринка в предкризисном 2007 году. Он был непростой для розницы, и отказ от разорительных празднеств Рясова считает логичным шагом. Работодатели, урезавшие зарплаты, но при этом закатывающие шикарные вечеринки, «по-свински относятся к своим сотрудникам», говорит она. Рясова уточняет, что сейчас время расходовать заработанные средства на рабочие, а не праздные цели: в следующем году Finn Flare планирует возродить презентации для клиентов с шоу-показами коллекций одежды.

Кому что по карману

Компании в этом году предпочли отказаться от дорогих ресторанов и клубов, топовых дат (25, 28, 29 декабря) проведения вечеринки и пригласили артистов подешевле. В этом году бюджет новогоднего мероприятия у корпоративных заказчиков был в среднем $40 000–70 000, оценивает Сергей Князев, гендиректор агентства «Князевъ», организующего праздники. В 2007 г. бюджет мероприятия на 100 человек составлял в среднем $100 000. По его словам, чтобы сэкономить, заказчики стали отказываться от привычки приглашать звезд первой величины, претендующих на гонорары в $30 000. Большей популярностью стали пользоваться артисты, которые просят менее $15 000 за выступление. «Популярный у многих корпоративных заказчиков Дима Билан теперь немногим по карману», – приводит пример Князев.

В «Банке сосьете женераль восток» в этом году, как и в прошлом, вечеринку проводят в январе с целью оптимизации расходов, признается Елена Кожадей, начальник департамента корпоративных коммуникаций. Бюджет немного меньше, чем в прошлом году. «Мы, например, делаем скромную развлекательную программу и наряду с приглашенными артистами призываем наших сотрудников выступить с музыкальными номерами в духе «Мы ищем таланты», – улыбается Кожадей.

В Русском международном банке этот Новый год оказался веселее прошлого – тогда из-за курса на урезание расходов корпоративную вечеринку отменили вовсе. В 2009 г. празднование прошло 18 декабря в клубе «Джаз-таун», и, хотя это не самая топовая дата, бюджет праздника не урезали, рассказал Роман Воробьев, председатель правления банка. Год был напряженный, надо было дать сотрудникам возможность пообщаться и отдохнуть, замечает он.

В прошлом году все замерли перед надвигающейся угрозой сильного падения рынка – и отменялись даже подписанные соглашения на проведение мероприятий, рассказывает гендиректор агентства Tomato Momentum Екатерина Бокова. «Популярные площадки, которые в 2007 г. были заняты на все дни декабря, в конце 2008 г. имели 1–2 заполненных дня, – говорит она. – В этом году ситуация выправляется: клиенты примерно понимают финансовые результаты года и готовы потратить некоторую часть денег на новогодние мероприятия». Причем для многих праздник является частью мотивационной программы – благодарностью сотрудникам за работу в этом непростом году.

Вместо сувениров

«Мы направляем сувенирный бюджет на различные благотворительные проекты уже три года подряд. Это связано не с кризисом, а только с желанием сделать благотворительность в России более профессиональной, привлечь к этой инициативе крупные компании, сократить поток однообразных, никому не нужных подарков и вместо этого делать подарки со смыслом, – говорит Гор Нахапетян, руководитель аппарата президента, управляющий директор ИК «Тройка диалог». – И пока не собираемся возвращаться к прошлой системе. Наоборот, будем искать новые инициативы, поддерживать новые идеи и проекты».

«Мы приняли решение исключить ежегодную практику дарения подарков деловым партнерам и клиентам, направив деньги в благотворительный фонд «Подари жизнь», – комментирует Кожадей из «Банка сосьете женераль восток». – Общая сумма, направленная на деятельность фонда, составила 1 500 000 руб. Мы надеемся, что данный шаг будет с пониманием воспринят теми нашими клиентами, чей новогодний подарок превратится в материальную помощь нуждающимся».

«Компании вынуждены урезать бюджеты на благотворительность и ищут дополнительные источники финансирования этой деятельности. Программа «Благотворительность вместо сувениров» оказалась хорошим источником, – отмечает Мария Черток, директор благотворительного фонда «CAF Россия». – Количество компаний, присоединившихся к программе в этом году, увеличилось примерно на 20%. Но сами бюджеты на подарки в компаниях значительно уменьшились, примерно на 20–30%». По словам Черток, в этом году благотворительные бюджеты компании пополнили в том числе и за счет благотворительных базаров, проводившихся на корпоративных мероприятиях. Часто открытки, календари и сувениры компании приобретали у благотворительных организаций, таким образом пополняя их бюджет.

Обещают тигра

Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, например, решил подарить себе к Новому году автомобиль Lexus за 4,2 млн руб. Такой государственный заказ разместило на сайте госзакупок ГУ Вологодской области «Автотранспортное хозяйство». Аукцион планируется провести 30 декабря.

«Губернатор много времени проводит в машине, – объясняет его пресс-секретарь Игорь Павлов. – Позгалеву часто приходится бывать в командировках в Петербурге и Москве, ездить по области. Такие требования, предъявляемые к автомобилю, как безопасность и надежность, – не праздность, а насущная необходимость».

МИД готов потратить на новогодние праздники 1,8 млн руб., судя по сайту госзакупок. Министерство объявило тендер на проведение новогодней праздничной программы в ресторанах «Волга» и «Шоша» (комплекс отдыха «Завидово»). На праздничное мероприятие в «Волге», в котором примут участие не менее 20 человек, МИД готов потратить 940 000 руб., источник финансирования не указан, а на запрос «Ведомостей» министерская пресс-служба не отреагировала. В ресторан «Шоша» (максимальная цена контракта – 860 000 руб.) планируют привезти живого тигра, «как символ наступающего года», говорится в конкурсной документации. Помимо тигра в «Шоше» будет организована дискотека до пяти утра 1 января.

Управление делами президента решило заказать наборы елочных шаров для сотрудников аппарата правительства на 1,1 млн руб., следует с сайта госзакупок. На эти деньги планируется купить 200 наборов «Новогодний» из 18 стеклянных шаров. «Это заказ аппарата правительства, они пусть и комментируют», – говорит пресс-секретарь управляющего делами президента Виктор Хреков.

Кроме того, управделами президента объявило конкурс на организацию новогодних мероприятий с 30 декабря 2009 г. по 19 января 2010 г. в санатории «Волжский утес», на это из бюджета будет потрачено 1,3 млн руб. Путевка в санаторий стоит от $400 в сутки, но чиновнику она обойдется в 30% стоимости. «Эти деньги окупятся, – говорит Хреков, – ведь отдыхать поедут не только сотрудники администрации президента. Мы заработаем деньги для государства».

Странный тендер

Высший арбитражный суд обошелся без подарков и банкета, зато провел двухчасовой праздничный концерт в актовом зале суда, на который потратил 1,5 млн руб. из федерального бюджета.

«Цена контракта сформирована на основании предварительных маркетинговых исследований, – объясняет представитель ВАС Анна Ковалева. – Мероприятие приурочено к ежегодному совещанию председателей апелляционных судов. В нем участвовали 500 человек: сотрудники аппарата и судьи ВАС, а также председатели арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов Московского региона».

ВАС решил не обращаться к известным фирмам – организаторам праздников: госзаказ получило неизвестное ООО «Стрингер». Фирма учреждена в 2008 г., согласно СПАРК, занимается оптовой торговлей лесоматериалами и стройматериалами, чистая прибыль за прошлый год – 10 000 руб. «Стрингер» был единственным участником конкурса и получил госзаказ, следует из материалов конкурсной документации ВАС на сайте госзакупок. Контактов этой фирмы и ее учредителя Михаила Пьянова обнаружить не удалось. Только ООО «Стрингер» подало заявку на участие в данном конкурсе и она соответствовала требованиям конкурсной документации и положениям закона, объясняет Ковалева. Раньше с ООО «Стрингер» ВАС не сотрудничал. По словам Ковалевой, в прошлом году мероприятие обошлось на 54 000 руб. дороже.

Официальные новогодние расходы прокуроров, таможенников и налоговиков выглядят довольно скромно. ФГУ «Санаторий работников органов прокуратуры «Истра» разместил госзаказ на организацию и проведение новогодних мероприятий на сумму 490 000 руб. (деньги из федерального бюджета). Налоговая служба собирается потратить около 500 000 руб. на проведение праздничных мероприятий в санатории-профилактории «Подмосковье» ФНС России. «Это собственные средства ФНС, – объясняет сотрудница пресс-службы ФНС. – Мы заработали их еще в прошлом году от продажи путевок». По ее словам, никаких банкетов и корпоративов в ФНС не проводится. А Центральное таможенное управление (ЦТУ), согласно сайту госзакупок, возьмет из бюджета на новогодние мероприятия всего 249 750 руб. «По сравнению с прошлым годом расходы на новогодние праздники сократились в полтора раза, – говорит сотрудник пресс-службы ЦТУ. – В этом году на деньги федерального бюджета проводится только праздник для детей сотрудников управления».

Звезды зажигают

«Громкие празднования чиновников формально не нарушают законодательства о госзакупках, – говорит директор по стратегическому анализу ФБК Игорь Николаев. – Всегда ведь можно сослаться на нужды текущей деятельности. Речь идет скорее о чиновничьей этике. В бюджетном послании в 2009 г. президент говорил о переходе к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Траты чиновников на новогодние корпоративы явно с этим расходятся».

По сравнению с прошлым Новым годом бюджеты на корпоративы сократились на 15–20%, а по сравнению с позапрошлым докризисным – на 50–60%, отмечает Князев. При этом число государственных заказов растет год от года, на них сегодня приходится примерно 30% всех новогодних корпоративов.

«На корпоративах российские чиновники еще соблюдают приличия, но в частном порядке они порой заказывают такие праздники, что глаза на лоб лезут, – признается топ-менеджер крупного агентства по организации праздников. – Там уже речь идет о сотнях тысяч евро за вечер. А оплачивает все это коммерческая структура».

Это подтверждает продюсер одного известного российского музыканта. «Недавно «Квартет И» выступал на юбилее сотрудника администрации президента, организовывал вечер «Краснов дизайн», артистам заплатили 150 000 евро за вечер», – говорит он. Представительница «Квартета И» отказалась назвать имя чиновника: «Не знаю ни одного уважаемого артиста, который бы отказался участвовать в мероприятии для чиновников».

«Выступая на различных корпоративах и увеселениях, я не раз видел знакомые лица чиновников и депутатов, – признается лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев. – Точно я не знал, на чьи деньги проводились эти мероприятия, – на частные или государственные. У нас в стране, к сожалению, вообще сложно отличить чиновника от бизнесмена. Но для меня формулировка «деньги из федерального бюджета» означает, что они украдены у народа. Если честно, я предпочитаю не выяснять, откуда деньги, не хочу подвергать свою совесть испытанию».

«Раньше дорогие корпоративы заказывали крупные бизнесмены, банки, нефтяные компании, а теперь заказчики поменялись – это в основном разнообразные министры и министрики местного значения, средние чиновники, силовики, – говорит драматург Евгений Гришковец. – Меня периодически приглашают на корпоративы. Причем в этом году предлагали вдвое больше, чем в позапрошлом, докризисном.

В 2007 г. за вечер готовы были платить около 30 000 евро, сейчас – примерно 60 000. Я знаю, что я не самый дорогой артист. К тому же я всегда отказываюсь и отказывался. Но у некоторых артистов, я не сомневаюсь, суммы доходят до 100 000 евро за вечер. Министры местного значения думают, что, услышав такую цифру, я соглашусь. Но это же понятно, что за веселье этих чиновников платят бизнесмены. Сами чиновники тоже, конечно, могут, но они не привыкли платить. Так что, когда артисты выступают на чиновничьих корпоративах, это значит, что они выступают за коррупционные деньги. Этого делать нельзя, эти деньги пахнут».

Впрочем, не все артисты столь щепетильны: многим все равно, где выступать, лишь бы платили. «Артист должен общаться с публикой, – пожимает плечами Светлана Богданова, пресс-секретарь певца Димы Билана. – А кто там – чиновники или бизнесмены – не важно».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать