Кризис научил компании справляться меньшими силами

Даже после того, как дела американских компаний пойдут на лад, сокращенные рабочие места восстановлены не будут

В 2008 г. Венди Голдштейн сократила персонал на 20% из-за резкого замедления продаж. С тех пор спрос на ее услуги почти полностью восстановился, но она говорит, что не планирует возвращать прежнее число сотрудников. «Рабочие места не вернутся просто потому, что дела пойдут лучше, – говорит Голдштейн, владелица компании Costume Specialists, занимающейся производством и розничной продажей костюмов, в которой сегодня работает 38 постоянных и четверо временных сотрудников. – Мы просто срезали весь жир».

Финансовые показатели компании Rag & Bone Bindery лучше, чем до кризиса, но ее владелец решил не брать новых людей на место троих уволенных в 2008 г., рассказал сам владелец Rag & Bone Bindery Джейсон Томпсон.

Небольшие фирмы прибегают к сокращениям обычно раньше и более активно, говорят специалисты. «Поток денежных средств – кислород для бизнеса, – считает Нэнси Коэн, преподаватель истории предпринимательства Гарвардской школы бизнеса. – Чтобы компания работала, их должно быть достаточно».

Проблема осложняется беспокойством о будущем финансовых рынков, потребительских расходов и готовящемся к принятию правительственном законодательстве. Например, предложения о реформе здравоохранения, обсуждаемые в сенате, могут значительно изменить расходы, связанные с наймом сотрудников, говорит Джоэл Шулман, преподаватель предпринимательства Бабсоновского колледжа. «Если вы берете нового сотрудника и должны оплачивать его медицинскую страховку, здесь есть о чем подумать», – замечает он.

Некоторые предприниматели говорят, что обходятся меньшим количеством работников, проводя их перекрестное обучение, чтобы они могли справиться с новыми обязанностями. Другие нанимают сотрудников по контракту или временных сотрудников – по мере необходимости. А некоторые распределяют обязанности уволенных работников среди тех, кто сохранил рабочие места.

Томпсон именно так и поступил, когда в конце 2008 г. уволил трех сотрудников и перестал пользоваться услугами 35 внешних торговых представителей своей компании Rag & Bone Bindery, занимающейся производством гостевых книг и фотоальбомов. Затем он нанял собственного менеджера по продажам, который обслуживал максимально возможное число клиентов, что привело к сокращению количества заказов, но росту их объема. Он объясняет это тем, что ключевые клиенты стали получать больше внимания. Томпсон рассказал, что в числе прочих мер вывел из ассортимента некоторые продукты с высокой себестоимостью и низкой маржей и оставшемуся персоналу стало легче справляться с потоком работы. В прошлом году, по его словам, выручка Rag & Bone Bindery увеличилась на 27% по сравнению с 2008 г.

Некоторые владельцы компаний говорят, что кризис заставил их понять, что у них работает больше толковых людей, чем им нужно. Кэрри Дэвенпорт рассказывает, что пришла к такому выводу, потеряв в прошлом году 14 сотрудников своей рекрутинговой фирмы Century Personnel. «У меня никогда больше не будет работать 36 человек, – говорит она. – Это слишком много».

Дэвенпорт решила навсегда отказаться от нескольких должностей, которые не приносили прибыли, и избавилась от сотрудников с самой низкой производительностью в других областях. Она говорит, что жалеет, что не сделала этого раньше: «Я не стала держаться за сотрудников отдела продаж, приносящих минимальную прибыль, в трудной экономической ситуации, не буду этого делать и когда экономика восстановится».

Однако специалисты в области управления малыми предприятиями предупреждают, что владельцы, слишком много внимания уделяющие экономии и проводящие слишком радикальные сокращения, могут повредить собственному будущему. «Опасность заключается в том, что вы настолько сократите персонал, что, когда откроются новые возможности для бизнеса, вы просто не сможете ими воспользоваться», – говорит Коэн.