Почему китайцы учатся на Западе, а бизнес строят на родине

Таких предпринимателей, как Рей Чжан, в Китае называют «морскими черепахами» – эти рептилии спариваются в море, а яйца несут на земле. Аналогия возникла, потому что предприниматели-«черепахи» учатся на Западе, а бизнес делают в Китае. Они верят, что полученные знания надо использовать с пользой для родины и китайского общества

Рей Чжан 17 лет прожил за рубежом, а потом вернулся в Китай, чтобы открыть там совершенно новый и необычный для этой страны бизнес: сдачу в аренду автомобилей. Сейчас он уже готовит свою компанию eHi Car Service к выходу на нью-йоркскую биржу.

Бизнес-патриот

В выборе бизнеса он руководствовался не только соображениями личной выгоды, но и пользой, которую может принести своей стране, – такой подход типичен для «морских черепах». Компания Чжана сдает в аренду экологически чистые, так называемые «зеленые» автомобили. Аренда строится по принципу совместного владения машиной – этот принцип был изобретен британскими компаниями Zipcar и Streetcar. Водитель покупает по базовой цене клубную карту на владение любым автомобилем компании в течение одного или нескольких месяцев, а потом резервирует в удобное для себя время выбранную машину и вносит почасовую оплату за ее использование. Машину можно забирать с любой стоянки, где ее оставил предыдущий владелец, и оставлять тоже на любой стоянке в публичном месте. По мнению Чжана, система сдачи напрокат «зеленых» автомобилей поможет хотя бы частично снизить загрязнение воздуха, уменьшить количество пробок и решить проблемы с парковками в китайских городах.

Китайская скромность

Даже внешность Чжана выдает в нем человека, много лет прожившего в США: костюм сидит на нем как влитой (вероятно, был куплен в магазине рядом с Йельским университетом или на Уолл-стрит), манеры отличаются изысканностью, открытый взгляд говорит об уверенности в себе. Далеко не все «морские черепахи» могут похвастаться тем, что производят такое впечатление.

Единственное, что отличает Чжана от некоторых западных предпринимателей, – это чисто китайская скромность и нежелание превозносить свои заслуги. Сидя в шанхайском офисе, он готов целый день говорить о том, как совместное владение автомобилем спасет Китай от экологической катастрофы, но смущается, когда его спрашивают о личном успехе и даже о возрасте. Чжан старается избегать прямых ответов и на вопросы о том, удалось ли ему заработать много денег на бизнесе, который он когда-то основал в Калифорнии, – то была компания по созданию компьютерных программ в сфере флит-менеджмента Aleph (флит-менеджер – это ответственный за автопарк фирмы, который занимается оперативными проблемами автохозяйства: вопросами ремонта, заправки, распределения автомобилей, регистрацией новых машин). «Все зависит от того, что вы подразумеваете под большими деньгами», – уклончиво отвечает бизнесмен.

Сколько бы денег он ни заработал в США, их явно хватило для того, чтобы открыть бизнес по прокату автомобилей в Китае – стране, где многие чувствуют себя счастливыми, если владеют хотя бы велосипедом. Тем не менее идея сдавать в аренду автомобили пришла к нему не сразу. В 2002 г. Чжан вернулся на родину с большим желанием создать бизнес, аналогичный тому, что он открыл в Америке. Но вскоре он понял, что рынка подобных услуг в Китае не существует. Потом он хотел заняться созданием онлайн-игр, но в итоге выбрал социально ответственный бизнес.

Помочь государству

В 2006 г. Чжан открыл компанию eHi Car Service. «Аренда автомобилей была непривычным бизнесом для Шанхая, очень новым и очень редким», – рассказывает он. Сегодня, по данным консалтингового агентства Roland Berger, таких компаний в континентальном Китае уже от 5000 до 10 000. Но большинство из них относятся к семейному типу компаний и владеют совсем небольшим количеством автомобилей. 10 самых крупных компаний контролируют всего 11% рынка аренды автомобилей, говорит Джон Шен, специалист по автомобильному рынку Китая в Roland Berger. Большинство аналитиков включают eHi Car Service в тройку лидеров рынка. Сегодня китайские власти считают, что развитие этого бизнеса может помочь государству воплотить в реальность стратегическую программу по ограничению роста парка личных автомобилей в Китае.

«Если мы не будем ограничивать количество личного транспорта, как это происходит в США, в Китае скоро будет от 900 млн до 1 млрд машин. Это губительно для нашей экологии», – говорит Чжан. По его мнению, в обозримом будущем китайский рынок аренды машин станет самым большим в мире – он будет насчитывать от 5 млн до 10 млн автомобилей. Для сравнения: в США количество автомобилей на этом рынке составляет 2,5 млн, а в нынешнем Китае – 180 000.

Венчурные капиталисты охотно предоставляли Чжану инвестиции. В самом начале Qiming Venture Partners, шанхайский инвестор-«ангел», вместе со своим американским филиалом Ignition Partners выделил компании Чжана $5 млн. В прошлом году консорциум инвесторов во главе с Goldman Sachs инвестировал в eHi Car Service еще $70 млн.

Чжан – первый китайский предприниматель, который начал использовать электрогибриды в бизнесе по аренде машин, но он уверен, что его эксперимент с «зелеными» машинами обречен на успех. «Zipcar, которая работает по той же схеме, что и мы, столкнулась в Америке с двумя главными проблемами: маленькая плотность населения и, как следствие, не такое большое количество пользователей у каждого автомобиля и контроль за перемещением машины – трудно найти служащего, который согласится собирать брошенные машины по всей округе и доставлять их обратно на стоянку компании. В Китае таких проблем нет», – заключает Чжан. Правда, добавляет он, здесь есть другие проблемы. Первая – воруют даже подержанные машины. Вторая – многие китайцы водят плохо. «Часто они возвращают нам машины с вмятинами и царапинами».