Менеджмент
Бесплатный
Римма Авшалумова|Мария Подцероб
Статья опубликована в № 2893 от 13.07.2011 под заголовком: Протеже продвигаются

Крупные компании принимают программы карьерного спонсорства

Сегодня даже толковому управленцу трудно сделать головокружительную карьеру без протекции вышестоящего лица. Крупные компании принимают целые программы так называемого карьерного спонсорства. Чаще в протекции нуждаются сотрудники-женщины и представители нацменьшинств

Кэтрин Камински, партнер по аудиту Pricewaterhouse-Coopers (PwC), в прошлом январе получила повышение благодаря своему карьерному спонсору Марку Казелле, управляющему партнеру компании. Они подружились в 2007 г. на мероприятиях программы PwC для партнеров-женщин в Нью-Йорке. По словам Казеллы, он не был до этого лично знаком с Камински, но согласился стать ее карьерным спонсором по просьбе высокопоставленного коллеги, который превозносил ее деловые качества. Чтобы добиться успеха, даже при наличии официальной программы нужно все равно по максимуму использовать все неформальные, доверительные отношения, которые у тебя есть, считает он.

Казелла рассказал, как в прошлом году приложил немало усилий к тому, чтобы Камински получила от руководства важное задание и в ходе его выполнения овладела новыми навыками. Два месяца она провела рядом с финансовым директором подразделения по управлению активами. Он консультировал женщину по поводу предстоящего отделения их филиала от международной материнской компании. «Благодаря усилиям Кэтрин мы успешно выполнили эту работу», – вспоминает Казелла. Как следствие, он одобрил ее кандидатуру на пост директора по маркетингу.

Кому это нужно

Далеко не все убеждены, что в официальном спонсорстве есть смысл. «Невозможно заставить менеджера быть чьим-нибудь спонсором. Насильственное насаждение таких программ не даст никакого результата», – полагает Стивен Майлс, глава консалтингового подразделения рекрутинговой компании Heidrick & Struggles International. Однако девять крупных американских компаний (в их числе American Express, PwC, IBM) создали подобные программы.

В прошлом году 10 из 20 женщин, участвовавших в программе спонсорства компании American Express, получили повышение или сделали горизонтальную карьеру, рассказывает пресс-секретарь компании. А в январе этого года American Express запустила еще одну программу под названием «Дорога к спонсорству». Ее цель – содействовать дальнейшему продвижению 21 женщины из высшего управленческого состава компании в разных странах мира.

В корпорации IBM 45 женщин – технических специалистов с задатками будущих лидеров нашли себе спонсоров среди топ-менеджеров через программу, которая стартовала прошлым летом. Пять из них уже получили должности, которые «станут трамплином для дальнейшего продвижения», сообщил пресс-секретарь компании.

«В IBM давно предпринимаются усилия, чтобы выравнять условия для тех групп сотрудников, которые в силу социально-исторических причин имеют ограниченный доступ к карьерным ресурсам, – говорит Инна Кузнецова, вице-президент по маркетингу и продаже программного обеспечения компании IBM. – Даже при формальном равенстве в правах женщины часто имеют меньший доступ к неформальным сетям контактов – просто в силу меньшего числа женщин на старших руководящих позициях. Поэтому формальные программы спонсорства и менторства для женщин давно стали успешным инструментом, помогающим хорошим кандидатам продвинуться. Разумеется, они имеют смысл только для тех, кто хочет помочь себе сам, готов стабильно показывать хорошие результаты и много работать над профессиональным развитием».

PricewaterhouseCoopers LLP, американское подразделение международной консалтинговой и аудиторской компании, нашла высокопоставленных спонсоров для 106 женщин. Акция была проведена в рамках международной программы компании, запущенной в июле 2010 г. PwC намерена организовать похожую программу спонсорства для мужчин – представителей национальных меньшинств, говорит Роберт Моритц, гендиректор компании.

«В российском подразделении PwC 30% женщин – партнеры, поэтому в спонсорстве нет необходимости, – говорит Анна Когоссова, менеджер по связям с общественностью PwC в России. – Но у нас есть программы поддержки работающих матерей. Существует помощь женщинам в адаптации, в случае если был перерыв в работе. Так же как и в США, женщинам, уходящим в длительный (до пяти лет) отпуск по уходу за детьми, программа позволяет оставаться на связи с коллегами, иметь доступ к информационным ресурсам фирмы, посещать семинары, различные курсы и тим-билдинги. Есть программа культурной адаптации для сотрудников, приехавших из других стран или регионов».

Привлечь внимание

В большинстве компаний спонсоры сами выбирают себе протеже, а не через специальные программы. Поэтому начинающим талантам нужно искать способы привлечь внимание высокопоставленного лица. Например, Аль Золлар, топ-менеджер IBM, в 2003 г. предложил спонсорство американцу африканского происхождения Кери Холли. Он заметил, что Холли хорошо разбирается в технике и прекрасно ладит с клиентами. По словам Золлара, с 1998 г. он содействовал карьере 60 афроамериканцев. «Я просто говорил себе: «Хочу, чтобы этот человек участвовал в моем проекте, и это случалось», – рассказывает Золлар.

Другую тактику использовала Элисса Моедер, вице-президент Merrill Lynch. В 2004 г. она создала внутрикорпоративную группу для женщин Women’s Exchange. «Став руководителем группы, я оказалась в центре всеобщего внимания. Нашлись люди, которые сами захотели помочь мне сделать карьеру», – вспоминает она. Одним из них был топ-менеджер из Bank of America. Он как-то выступил на собрании Woman’s Exchange и с тех пор помогал Моедер. В 2009 г. Bank of America купил Merrill Lynch. Теперь покровитель Моедер является управляющим директором. В иерархии банка он стоит на три уровня выше своей протеже. По его рекомендации в прошлом году Моедер вошла в совещательный совет по управлению компанией, который работает над усовершенствованием методов обслуживания состоятельных клиентов. Моедер говорит, что в совете у нее завязались тесные отношения с новыми коллегами.

Но чтобы в полной мере воспользоваться плодами спонсорства, нужно постоянно получать конструктивную обратную связь от покровителя.

Доверять, не сомневаясь

Иногда протеже бывает трудно принять критику спонсора. Например, Кэтрин Камински раньше почти не красилась, носила брюки и туфли на плоской подошве. Она вспоминает, как Казелла сказал ей, что быстрое продвижение по карьерной лестнице «потребует изменить стиль одежды на более формальный». Камински задели замечания спонсора: «Но я быстро поняла, что Марк говорит полезные вещи. Ведь это имеет значение для клиентов. Я стала одеваться на работу в пиджаки, юбки и носить туфли на высоких каблуках».

Некоторые полагают, что важно не ставить под сомнение решения спонсора. Например, один топ-менеджер, занятый в сфере высоких технологий, работал в Швейцарии. Его давний спонсор настаивал на том, чтобы протеже переехал работать в Калифорнию, в штаб-квартиру компании. За два дня до этого предложения топ-менеджер получил назначение в Цюрихе, поэтому не согласился с решением покровителя. Тогда спонсор сказал: «Я, как начальник, оставляю за собой право перевести вас из Швейцарии». В итоге протеже занял высокую позицию в калифорнийской штаб-квартире. По его словам, в Калифорнии он создал множество специальных проектов для своего покровителя.

Правда, вскоре топ-менеджер познал и негативную сторону спонсорства. В конце 2003 г. его покровитель уволился. Топ-менеджер испугался, что тоже потеряет работу. Но, увольняясь, покровитель попросил бывших коллег позаботиться о том, чтобы его протеже «не пострадал в этой неразберихе». Протеже с тех пор получил четыре повышения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more