Менеджмент
Бесплатный
Римма Авшалумова
Статья опубликована в № 2938 от 14.09.2011 под заголовком: Металлический аптекарь

Каких продавцов в скором времени могут вытеснить роботы

Во всем мире рынок автоматизированных решений для бизнеса каждый год растет на 25–30%. Эксперты говорят, что такие решения обходятся бизнесу дешевле, чем содержание сотрудников. Неужели роботы наступают?
Bloomberg

Математика проста, – говорит Александр Золотарев, президент группы компаний «ЭПС вендинг». – По заказу крупной федеральной аптечной сети мы разработали комплекс автоматизированных аптек. В среднем одна аптека сети – это 200 кв. м и 14 сотрудников в смену. Кто-то отвечает за раскладку товара, кто-то обслуживает на кассе, консультирует, работает в складских помещениях. Вместо этого мы ставим машину стоимостью $150 000 – шкаф с роботом, который точно знает, на какой полке какой товар у него лежит, сам следит за сроком годности, ведет учет и подсчитывает остатки. Такой автомат может продавать до 14 000 единиц продукции.

Даже если из 14 человек мы сократим восемь, то при средней зарплате в 30 000 руб. компания получает ежегодную экономию только на зарплате в 2,88 млн руб. Одного сотрудника хватит, чтобы консультировать покупателей и обслуживать рецептурные заказы».

Аналитический департамент компании Золотарева провел исследование «Развитие бизнеса с помощью автоматизированных торговых систем» и пришел к выводу, что автоматизированные решения с учетом срока их службы обычно дешевле, чем наем работников. Технологии обеспечивают гарантированное качество работы, для них не характерны типичные «человеческие факторы»: халатность, невнимательность, опоздания, прогулы. Автоматы могут работать круглосуточно. Экономия получается не только на оплате труда и зарплатных налогах, но и за счет отсутствия больничных, отпусков, оплаты сверхурочных и т. д. Решается проблема гибкого сокращения и увеличения штата, отпадают трудности с эффективной ротацией сотрудников, связанные с Трудовым кодексом.

Готов ли потребитель

«Конечно, о любом проекте надо судить по его результатам. Но надо учесть, что 70–75% покупок в аптеке совершаются после консультации специалиста, и пока не понятно, выгоднее ли аптеке приобретать дорогостоящее оборудование или лучше содержать квалифицированный персонал, в котором она все равно будет нуждаться», – рассуждает Валерия Солок, генеральный директор «Аптечной сети 36,6». Солок полагает, что к тому же могут возникнуть сложности с соблюдением требований, предъявляемых к отпуску лекарственных препаратов, и жестких правил хранения в местах продаж.

«Конечно, на персонале можно сэкономить, внедрив автоматические магазины. Но в таком случае нашему бизнесу все равно нужны были бы люди, которые ежедневно обслуживали бы такие автоматы, добавляли продукцию, убирали просроченную, – прикидывает перспективы Андрей Кривенко, владелец продуктовой сети «Избенка». – Все это целесообразно скорее для продажи продукции длительного хранения».

Кривенко отмечает, что в любом случае пока такое оборудование слишком дорого и окупаемость его длительная. К примеру, цена одного автомата по продаже молока, которые сейчас появляются в Москве, – порядка 1,5 млн руб.

По словам Золотарева, разработка автоматизированной аптеки обошлась заказчику примерно в $3 млн. Но это очень сложное решение. Идеи попроще будут стоить $300 000–700 000.

Обеды и полотенца

Для одной из госструктур, подразделения которой расположены по всей России и сотрудники которой работают круглосуточно, в ЭПС разработали комплекс горячего питания, который не просто продает пирожки и бутерброды, а фактически является автоматизированной столовой – продает горячие первые, вторые блюда и напитки. Серийный автомат стоит всего 290 000 руб. и уже закупается в офисы.

«Теоретически можно автоматизировать почти все, – говорит Андрей Паширов, генеральный директор операционного направления группы компаний ЭПС. – Но пока автоматы готовы заменить персонал, выполняющий несложные операции. И там, где речь идет о заказе сразу нескольких десятков, а то и сотен однотипных решений, затраты на разработку окупятся за 1,5–2 года».

В прошлом году одна из разработок позволила владельцам крупной сети фитнес-центров сократить в каждом центре по два человека, отвечающих за выдачу клиентам чистых полотенец. Вместо них теперь этим занимается автомат. Это же решение, по словам Паширова, можно использовать для любого прокатного проекта.

Дело будущего

«Полноценной замены продавцов автоматами в ближайшем будущем не предвидится, – полагает Максим Можар, генеральный директор «Лискома», производителя вендинговых аппаратов. – Автомат хорош в тех точках продажи, где ассортимент невелик – несколько десятков единиц продукции. Если позиций больше, автомат становится слишком сложным технически, а значит, или менее надежным, или несоразмерно дорогим».

Можару известны европейские вендинговые комплексы, заменяющие собой магазин, но, по его словам, такие проекты актуальны в тех местах, где живой человек не окупится. По его прогнозам, пока существует угроза для продавцов однотипных товаров – тех же бабушек с семечками – и кассиров, продающих различные билеты.

«В тех же случаях, когда человеку нужно купить сразу несколько позиций, ему скорее всего будет лень напрягать мозг, разбираясь в автомате, легче общаться с живым продавцом», – заключает эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать