Какие ошибки не прощают менеджерам

Эксперты составили рейтинг ошибок, которые могут стоить карьеры менеджеру
SMARTMONEY

Бесспорные ошибки

Светлана Шевцова руководитель управления административных вопросов проекта ММДЦ «Москва-сити» башня «Федерация». «Если человека уличили в воровстве, превышении служебных полномочий, мошенничестве и все это доказали в суде, это действительно фатальная ошибка, о которой придется сожалеть всю жизнь. Остальное поправимо».

"Самая большая ошибка в карьере – ее, карьеры, неправильный выбор. Если человек идет своей дорогой, ошибки исправимы» – в этом Ольга Краснова, HR-менеджер HRG Russia (услуги в области корпоративного сервиса), убедилась на собственном опыте, согласившись на красивую должность и хорошую зарплату в проекте, который ей совершенно не подходил. «Мне предложили возглавить новый издательский проект. На этапе разработки все было замечательно. Но когда дело дошло до реализации задуманного, я оказалась один на один с производством, технической стороной процесса и поняла, что не могу с этим справиться. "Проект я провалила, – признается Краснова. – Я перешла в HR и делаю то, что люблю и умею».

Ошибки-лидеры

Эксперты рекрутинговой компании Antal Russia призывают карьеристов оценивать долгосрочные последствия сегодняшних действий с точки зрения потенциальных работодателей.

На первой строчке в рейтинге ошибок, которые существенно могут осложнить путь наверх менеджеру среднего или высшего звена, – необдуманное решение о смене компании.

«У нас была вакансия ведущего менеджера по продажам в крупнейшую западную компанию – производителя бытовой техники. Один из двух финальных кандидатов в итоге отказался от этой позиции в пользу вакансии коммерческого директора в российской компании, обосновав свой выбор более высоким уровнем должности и зарплаты, – рассказывает Виталий Лаврентьев, ведущий специалист по подбору персонала кадрового центра «Юнити». – Через год этот кандидат вновь искал работу. Компания оказалась неплатежеспособной, и за год работы он испортил отношения со своими клиентами из-за компании и по факту занимался не тем, что ему обещали».

Этот пример, по мнению Лаврентьева, иллюстрирует очень важную и весьма частую ошибку – недостаточное владение информацией о компании, в которую собирается идти соискатель.

Против кандидата, по мнению Antal, играет и резюме, пестрящее названиями множества компаний, – это заставляет потенциального работодателя задуматься, почему человек не смог ужиться ни в одном коллективе и не скрывается ли за таким резюме неудачник или конфликтный человек. «В сегодняшнем понимании срок работы на каждом месте должен составлять не менее двух-трех лет», – поясняет Евгения Ланичкина, руководитель департамента индустриального рекрутмента Antal Russia.

Бронза от Antal досталась «некорректному» увольнению. По мнению экспертов, расставаться с работодателем и коллегами надо всегда максимально корректно.

«Ошибки, приведенные в исследовании Antal, действительно имеют место в реальной жизни и часто приводят к необратимым процессам», – согласен с рейтингом коллег Лаврентьев. Не менее опасными для карьеры Лаврентьев считает застой в профессиональном плане, а также излишнюю самоуверенность, узость мышления и ограниченность информации.

Спорные ошибки

По мнению Antal, существенно осложнить продвижение по карьерной лестнице может смена профессиональной области. «Хотя для многих возможность заниматься чем-то новым, более интересным важнее построения классической карьеры, этот поступок не всегда бывает целесообразен, логичен и обдуман», – поясняет Ланичкина.

Рекрутеры считают, что работодатели недолюбливают и неудавшихся предпринимателей, возвращающихся в корпоративный мир, поскольку опасаются, что те и департаментом будут руководить, как своим бизнесом.

«Неудавшуюся попытку создать бизнес лично я фатальной ошибкой не считаю, скорее наоборот – для меня это показатель амбициозности, креативности, внутренней свободы. Такие люди знают, что такое ответственность за принимаемые решения, а это важно для руководителя», – говорит Светлана Шевцова, руководитель управления административных вопросов проекта ММДЦ «Москва-сити» "Башня «Федерация».

Последняя строчка в рейтинге ошибок досталась слишком долгому стажу работы в одной компании. «Считать фатальной ошибкой то, что кто-то отработал в одной компании более 10 лет или сменил профессиональную область, – не наш метод, – говорит Краснова из HRG Russia. – Главное, чтобы человек сам понимал, зачем он к нам пришел. В России редко кто был в состоянии осознанно выбрать вуз при полном отсутствии информации о том, как выяснить, какое у тебя призвание».

«Часто специалист работает 10 лет в одной компании именно потому, что она позволяет ему развиваться профессионально. Этого развития не видно в резюме», – говорит Владимир Некрасов, генеральный директор компании Contour Components.

В практике Сергея Лукина, заместителя генерального директора «Allianz Росно управление активами», бывали случаи, когда информация, получаемая от сотрудника, не имела ничего общего с реальным положением вещей. Менеджер писал «А», думал «Б», а клиенту надо было «С», поясняет Лукин. В такой ситуации компания теряет клиента, и с менеджером приходится расставаться. «В век информационных технологий очень важно следить за чистотой и актуальностью информации, с которой работает менеджер, – подчеркивает Лукин. – Если информация искажается по любой причине, будь то злой умысел, недостаток квалификации или что-нибудь еще, ситуация начинает развиваться от неблагоприятной к катастрофической, что приводит к фатальному для менеджера результату».