Россияне готовы пожертвовать годовой премией ради повышения оклада

Е.Кузьмина

За год значительно выросло число сотрудников, регулярно получавших премии - с 45% в 2010 г. до 54% - в нынешнем. Еще 17% также получали премиальные, но отметили, что происходило это в течение года нерегулярно. Только 30% опрошенных заявили, что в течение года бонусные программы в их компаниях не работали. Еще 69% работающих россиян надеются, что получат бонус по итогам завершающегося года, утверждают специалисты рекрутинговой компании Kelly Services, опросив в начале декабря 1920 работников 19 индустрий из 9 городов-миллионников России.

Кто получал бонусы в этом году? (Kelly Services)

Кто рассчитывает получить бонус по итогам года? (Kelly Services)

Из тех сотрудников, кто не рассчитывает на годовую премию, большинство сетуют на отсутствие положительных финансовых результатов в их компании – 19%. 7% опрошенных предвидят отсутствие бонуса по причине плохих командных результатов, только 5% признаются в отсутствии личных достижений.

У 39% участников исследования бонусы являются составной частью ежемесячного дохода. 23% респондентов премируют по итогам квартала, а 20% - по итогам всего года. 10% респондентов отметили, что выплата премий происходит спонтанно – решение принимает начальство, а еще 8% заявили, что система премиальных формально в компании есть, а выплат не было и не предвидится.

Менее половины респондентов (44%) выразили удовлетворение системой премирования, принятой в их компании. Из общего числа недовольных 20% указывают на то, что не понимают принципы начисления бонусов, 17% полагают, что бонусная программа в их компании несправедлива, а 19% жалуются на ее сложность и запутанность.

Для большинства сотрудников бонус не является привлекательной возможностью получить дополнительный доход - почти две трети опрошенных (61%) заявили, что согласились бы на потенциальное уменьшение совокупного дохода, отказавшись от бонусов при условии некоторого увеличения фиксированной заработной платы.

Судя по данным опроса, за минувший год существенно изменилось соотношение критериев, на основе которых компании выплачивают бонусы своим сотрудникам. Если в 2010 г. от личной результативной работы зависело дополнительное вознаграждение у 38% опрошенных, то в уходящем - демонстрировать результаты ради бонуса должен был практически каждый второй (48%).

По итогам бизнес-деятельности компании в целом получают бонусы 24%, еще 23% - по результатам работы подразделения. У 5% существуют разовые выплаты по завершении проектной работы. При этом сами сотрудники наиболее эффективным видом премирования по-прежнему считают комбинированный – за личные достижения плюс результаты команды - 60%. 30% настаивают на том, что максимально мотивирует на работу только поощрение за высокие личные результаты. Лишь 7% готовы получать бонусы, ориентируясь на достижения в работе подразделения, и всего 3% - исходя из успешности бизнеса всей компании.