Менеджмент
Бесплатный
Мария Подцероб
Статья опубликована в № 3046 от 22.02.2012 под заголовком: Внимание винтику полезно

Почему коучинг для синих воротничков полезнее тренинга

Коучинг для высшего и среднего менеджмента сегодня очень распространен и считается едва ли не правилом хорошего тона в компании. Характерно, что и эффективность рядового персонала коучинг – как «доброе» слово и «точечное» внимание – повышает лучше коллективных выволочек и «построений»

Коучинг – это низкобюджетный и высокорезультативный инструмент работы с персоналом. Главное – четко ставить цели и знать конкретный финансово-экономический результат», – считает Виктория Ирбаиева, бывший руководитель направления организационного развития и развития менеджмента Renault в России (продолжает сотрудничать с компанией как фрилансер).

Впервые идея ввести обучение в стиле «коучинг» на московском заводе компании Renault появилась в конце 2006 г., рассказывает она. Тогда перед управленческим коллективом стояла конкретная задача: не допустить опозданий при запуске конвейера, снизить уровень абсентеизма (уклонение от работы без уважительной причины) в цехах, повысить мотивацию и обучить линейный персонал.

«Например, очень важно запускать конвейер вовремя, ведь даже маленькая задержка приводит к большим потерям», – продолжает Ирбаиева. По ее словам, в час с конвейера сходит 30 автомобилей. То есть даже пятиминутное опоздание с запуском конвейера грозит недопроизводством двух автомобилей для клиентов.

«Мы решили справиться с проблемой без привлечения внешних коучей. Понадобилось много организационных усилий и немного денег», – вспоминает она. Для начала внутренние тренеры обучили начальников департаментов, те стали проводить коучинговые сессии с начальниками смен, а последние принялись учить операторов в цехе. Топ-менеджмент компании постоянно контролировал процесс.

В результате за полгода завод полностью справился с проблемой, рабочие стали исправно посещать пятиминутки, которые проводятся до запуска конвейера для постановки задач, обсуждения качества и расстановки операторов по постам на производственной линии. «Раньше некоторые их пропускали – жаловались, что их там ругают, – вспоминает Ирбаиева. – Теперь людей стали чаще хвалить». Пятиминутки проходят четче и организованнее, а конвейер запускается вовремя, говорит она. Если в 2006 г. завод выпускал чуть более 50 000 машин, то в 2011 г. – более 140 000.

С рабочими проще

Коучинг на производстве чаще всего носит прикладной характер. Это стандартный инструмент мотивации линейного персонала, который используется в практике бережливого производства и предполагает определенный набор вопросов со стороны коуча, помогающих сотруднику самостоятельно решить производственные задачи, говорит Гаянэ Гербст, региональный директор по развитию кадрового резерва компании Mars в СНГ, где систему управления в стиле «коучинг» начали формировать семь лет назад.

«Сейчас модно называть коучингом любое внедрение групповых изменений, – замечает Екатерина Лопухина, психолог и независимый коуч. – А ведь изначально коучинг – вещь сугубо индивидуальная: повышение личной эффективности».

«Для линейного персонала обычно применяют стандартную процедуру коучинга, построенную на классической модели Grow. Процедура включает четыре вопроса: «Что мы хотим?», «Что сейчас происходит?», «Какие варианты у нас есть?», «Какой план действий выработаем после выбора варианта?» Эти вопросы дают возможность рабочему проанализировать работу и дать четкие ответы руководителю», – говорит Вера Непомнящая, заместитель директора центра «Класс. Тренинг. Коучинг. Консалтинг». Кроме того, продолжает она, линейный работник чувствует, что его уважают, его мнением интересуются, а это мощный стимул для концентрации усилий.

Непомнящая вспоминает, как однажды проводила коучинговую сессию с экскаваторщиками шестого разряда. Сессия была посвящена развитию уверенности при проведении собеседования о найме. «Главный вопрос, который встал перед нами, звучал так: как почувствовать себя компетентным, значимым профессионалом?» – рассказывает коуч. Оказалось, что для простых работников важно чувствовать уважение со стороны мастера, знать, что они сами могут принимать решения и к этому решению прислушаются. «Коучинг в данном случае дает возможность менеджеру и рабочему совместить взгляды и выработать общее решение», – говорит Непомнящая. В результате рабочий концентрирует свои усилия, его производительность вырастает процентов на 30.

На уровне целой компании коучинг позволяет повысить качество управления, изменить в более демократичную сторону культуру взаимоотношений между руководством и подчиненными, дополнительно мотивировать, развивать и удерживать персонал, считает Гербст из Mars. Семь лет назад, рассказывает она, в российском подразделении компании был введен специальный тренинг для всего персонала Coaching for Performance («Коучинг для увеличения производительности»). «Мы исходили из того, что каждый сотрудник должен уметь использовать в работе инструменты коучинга. Качество управления на всех уровнях улучшилось», – рассказывает Гербст. В прошлом году компания запустила еще одну программу: ключевые сотрудники компании получают возможность работы над собственным развитием с помощью внешнего коуча.

Точечный метод

Коучинг вошел в моду после кризиса, потому что это гораздо менее затратный и вместе с тем более эффективный способ обучения и мотивации персонала, чем тренинг, говорит Павел Буков, коуч и гендиректор консалтинговой компании RQ Lab. «На тренинге сотрудники в течение целого рабочего дня или даже двух дней все вместе обучаются каким-то конкретным навыкам. Мотивация каждого обучающегося при этом может быть очень разной», – рассказывает он. Коучинг – более тонкий, точечный метод обучения, позволяющий работать не только с навыками, но еще и с установками и убеждениями сотрудников. Он решает проблемы конкретного человека, не отрывая при этом его надолго от работы. Да и стоимость получается совсем другая: средний тренинговый день стоит 50 000–100 000 руб., а коучинговая сессия – от 5000 до 20 000 руб. за полтора часа.

Часто возникает проблема оценки эффективности коучинга для организации, утверждают исследователи из AMA. Теоретически, полагают они, возврат инвестиций можно просчитать, используя такие данные, как рост объема продаж, показатели текучести кадров, уровень удовлетворенности персонала и продвижение менеджера, прошедшего коучинг. Но считать надо долго, год или два. И большинство компаний этого не делают.

Тем не менее опрос, проведенный AMA, показал: 55% компаний по всему миру пользуются услугами коучей. Международная федерация коучей насчитывает 30 000 профессионалов, которые работают в разных странах мира.

С 2009 г. коучинг набирает популярность и в России, констатирует Юлия Ужакина, управляющий партнер исследовательской компании «Амплуа». Сейчас, по данным бенчмаркинга Training Index (исследование систем корпоративного обучения персонала в России, которое проводит «Амплуа»), коучинг занимает четвертое место в списке пяти топ-методов обучения и развития персонала. Стоимость одного часа коучинга выросла в 2010 г. на 43%, а в 2011 г. – еще на 10–15%. Сейчас час коучинга для топ-менеджмента стоит в среднем 17 000 руб., для среднего менеджмента – 14 000 руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать