Качество специалистов на российском рынке труда падает
Рекрутеры оценивают знания, умения и навыки нынешних соискателей работы на тройкуСредняя оценка кандидатов по индустриям (Kelly Services)
Качество соискателей на российском рынке труда падает, утверждают аналитики рекрутингового агентства Kelly Services, опираясь на данные апрельского тестирования 1300 специалистов в 17 крупнейших городах страны. Оценив уровень образования, специализацию, профессиональный и управленческий опыт, а также знание иностранных языков, 250 экспертов агентства оценили нынешних кандидатов на замещение свободных вакансий на тройку по пятибалльной системе, где 1 – наихудшая оценка, а 5 – уровень специалиста-суперзвезды, который будет востребован в любой ситуации.
Точнее, средняя оценка специалистов оказалась - 3,24 балла, тогда как в 2011 г. средний бал – 3,34, а в 2009 – 3,42. Сравнение средней оценки кандидатов по индустриям в 2011 и 2012 г. показало, что самая непростая ситуация в этом году с кандидатами в сфере инжиниринга, потеряли в качестве также специалисты транспортной отрасли, розничной торговли и сферы услуг для бизнеса. В то же время рост уровня соискателей наблюдался в сфере товаров народного потребления, информационных технологий и фармацевтике (смотрите диаграмму).
Гендиректор Kelly Services Екатерина Горохова считает, что главная проблема нынешнего рынка труда состоит не столько в том, что кандидаты на рынке становятся все хуже, сколько в том, что компании сегодня гораздо требовательнее к потенциальным сотрудникам. "Если два-три года назад соискатель, формально подходящий под запросы работодателя, вполне мог рассчитывать на успешное прохождение собеседования, то сегодня это практически исключено, - считает она. - Такая ситуация заставляет консультантов более строго оценивать кандидатов, что и понижает средний балл кандидатов и, как следствие, заставляет рекрутеров заниматься более долгим, трудным и точечным поиском".
Повышение требований к кандидатам отмечает и Владислав Быханов, партнер компании Cornerstone. По его словам, планка растет с каждым годом: работодатель тратит все больше времени на отбор кандидатов, стараясь просмотреть весь рынок, сбор рекомендаций, согласование условий работы может занять месяцы.
Требования к кандидатам руководящего уровня в последнее время качественно меняются, говорит Алена Салахова, руководитель отдела подбора персонала в направлении "маркетинг и продажи" Michael Page International. По ее наблюдениям, компании все чаще желают получить к себе в команду профессионалов с миксовым опытом в маркетинге, продажах, трейд-маркетинге, аналитике. "Я вижу причину спроса на нестандартных менеджеров в крупных FMCG-компаниях в том, что Россия не просто с каждым годом, но и с каждым днем становится все более интересным рынком", - говорит Салахова.