Качество специалистов на российском рынке труда падает

Рекрутеры оценивают знания, умения и навыки нынешних соискателей работы на тройку
Д.Абрамов/ Ведомости

Средняя оценка кандидатов по индустриям (Kelly Services)

Качество соискателей на российском рынке труда падает, утверждают аналитики рекрутингового агентства Kelly Services, опираясь на данные апрельского тестирования 1300 специалистов в 17 крупнейших городах страны. Оценив уровень образования, специализацию, профессиональный и управленческий опыт, а также знание иностранных языков, 250 экспертов агентства оценили нынешних кандидатов на замещение свободных вакансий на тройку по пятибалльной системе, где 1 – наихудшая оценка, а 5 – уровень специалиста-суперзвезды, который будет востребован в любой ситуации.

Точнее, средняя оценка специалистов оказалась - 3,24 балла, тогда как в 2011 г. средний бал – 3,34, а в 2009 – 3,42. Сравнение средней оценки кандидатов по индустриям в 2011 и 2012 г. показало, что самая непростая ситуация в этом году с кандидатами в сфере инжиниринга, потеряли в качестве также специалисты транспортной отрасли, розничной торговли и сферы услуг для бизнеса. В то же время рост уровня соискателей наблюдался в сфере товаров народного потребления, информационных технологий и фармацевтике (смотрите диаграмму).

Гендиректор Kelly Services Екатерина Горохова считает, что главная проблема нынешнего рынка труда состоит не столько в том, что кандидаты на рынке становятся все хуже, сколько в том, что компании сегодня гораздо требовательнее к потенциальным сотрудникам. "Если два-три года назад соискатель, формально подходящий под запросы работодателя, вполне мог рассчитывать на успешное прохождение собеседования, то сегодня это практически исключено, - считает она. - Такая ситуация заставляет консультантов более строго оценивать кандидатов, что и понижает средний балл кандидатов и, как следствие, заставляет рекрутеров заниматься более долгим, трудным и точечным поиском".

Повышение требований к кандидатам отмечает и Владислав Быханов, партнер компании Cornerstone. По его словам, планка растет с каждым годом: работодатель тратит все больше времени на отбор кандидатов, стараясь просмотреть весь рынок, сбор рекомендаций, согласование условий работы может занять месяцы.

Требования к кандидатам руководящего уровня в последнее время качественно меняются, говорит Алена Салахова, руководитель отдела подбора персонала в направлении "маркетинг и продажи" Michael Page International. По ее наблюдениям, компании все чаще желают получить к себе в команду профессионалов с миксовым опытом в маркетинге, продажах, трейд-маркетинге, аналитике. "Я вижу причину спроса на нестандартных менеджеров в крупных FMCG-компаниях в том, что Россия не просто с каждым годом, но и с каждым днем становится все более интересным рынком", - говорит Салахова.