Рынок хостелов в России начал приобретать цивилизованные очертания

Привокзальный бизнес по сдаче квартир в краткосрочную аренду начал наконец эволюционировать в мини-гостиницы. Игроки молодого рынка говорят, что столичный хостел на 40 мест в центре Москвы в высокий сезон может приносить владельцам до 1 млн руб. выручки ежемесячно

Москва – самый отсталый город по насыщенности отелями по сравнению с другими европейскими столицами. На 1000 жителей приходится около 4 гостиничных номеров, поясняет Мария Василенко, директор по маркетингу Azimut Hotels. Для сравнения: тот же показатель в Париже – 8 номеров, в Лондоне – 12, в Риме – 20. И самое неприятное для туристов и приезжих, что отелей с демократичными ценами в Москве всего 30%. Но сейчас этот сегмент гостиничного бизнеса переживает заметный подъем. Ежегодно в Москве открывается 10–15 хостелов. В теневом формате этот бизнес существовал и пять лет назад, но в последние два-три года начался настоящий бум: сейчас в Москве работает примерно 40–50 официально зарегистрированных хостелов, оценивает Станислав Ивашкевич, замдиректора по развитию индустрии гостеприимства консалтинговой компании CBRE.

Везде успел

Даниил Мишин заинтересовался хостелами в 11 лет, путешествуя с родителями по Европе. В Берлине у них кончились деньги, и семье пришлось ночевать в хостеле. Недорогое жилье опрятного вида так поразило воображение подростка, что ему захотелось стать хозяином мини-гостиницы. Вернувшись домой, в Севастополь, Мишин убедил родителей переоборудовать двухкомнатную квартиру, доставшуюся в наследство от бабушки. На ее переделку потратил $200, которые сам заработал «на продаже газет и прочей ерунды», вспоминает Мишин. Обновил обои, купил пиво, которым расплатился с черноморскими матросами, сколотившими кровати. Тогда в Севастополе не было ни одного хостела. Неделю спустя у него уже появились первые постояльцы – четыре американских туриста. Освоить азы гостиничного бизнеса Мишину помог голландец, который открыл хостел в Киеве. Дело пошло успешно, когда подросток освоил нехитрые приемы продвижения своих услуг в интернете.

Сейчас 20-летний Мишин управляет восемью хостелами с годовым оборотом 100 млн руб. Три из них – Bear Hostels – он открыл в центре Москвы, остальные работают под брендом Funny Dolphin на Украине. «Я закончил школу экстерном, в 15 лет сбежал в Москву, и родители не могли ничего со мной поделать», – улыбается Мишин. Поступил в вуз на юридический факультет, успел поработать управляющим в чужом хостеле, но вскоре открыл свой в бывшей коммуналке недалеко от станции метро «Маяковская». Квартиру он снял у агентства за 100 000 руб. в месяц: тогда, в разгар кризиса 2009 г., было много свободного жилья. Учебу пришлось бросить – она мешала бизнесу. «Тем более что принципы ведения своего дела я успел освоить на практике», – замечает Мишин.

Для неприхотливых

На хостелы приходится лишь 3% гостиничного рынка Москвы и они во всем не конкуренты отелям, убеждена Василенко: «У них своя узкая целевая аудитория – люди до 25 лет с невысокими требованиями. Хостелы не могут обеспечить безопасное проживание: в одной комнате спят незнакомые люди, как правило, в штате хостелов нет охраны. Уровень гигиены тоже достаточно низкий, в основном они используют обычные стиральные машины, а не промышленные и не прибегают к услугам профессиональных клининговых компаний». Однако свои плюсы у таких мини-гостиниц тоже есть: низкая цена и дислокация в центре города, признает эксперт.

Свой финансовый успех Мишин объясняет хорошо поставленной системой продаж и активной стратегией развития сети. Сейчас в компании есть отдел продаж, а 35% клиентов – корпоративные. Например, компания «Две палочки» регулярно поселяет в Bear Hostels своих поваров, когда они приезжают на учебу в Москву. Для прочих туристов придумана акция экстренного заселения со скидкой: если позвонить в день заселения, без предварительного бронирования, тогда сутки в Bear Hostels обойдутся в 500 руб. Средняя цена проживания в многоместном номере – 730 руб. Оплатив номер, постоялец получает тапочки, полотенца, беруши, бесплатный WiFi, кухню с бытовой техникой, посудой и прочие удобства.

Три месяца назад Мишин открыл консалтинговую компанию «Медвежий консалт». «Хочу зарабатывать не только на своих, но и на запуске других хостелов», – объясняет он. Услуги начинающим отельерам обходятся от 200 000 руб., а за 700 000–800 000 руб. компания предлагает клиентам мини-гостиницы под ключ: с подбором недвижимости, ремонтом и прочими стартовыми опциями.

Продажи и издержки

Одной из ошибок начинающих отельеров Мишин считает чрезмерную зацикленность на издержках. «Порой они экономят на сущих мелочах – моющих средствах или полотенцах, в то время как еще не сделан хороший, «продающий» сайт и продажи не налажены», – приводит пример Мишин. В результате загрузка гостиницы бывает плохая, и вернуть вложения в бизнес удается не скоро. По его словам, с первых дней работы своего московского хостела он по 12–13 часов проводил в интернете, продвигая свои гостиницы.

В верности этого принципа убедились на практике владельцы хостела «Дом». Это семейное дело Марии Тимошенко и Константина Осинцева, он расположен в одноэтажном флигеле бывшей усадьбы Морозовых в Подсосенском переулке. Он открылся в феврале 2012 г., но уже вошел в десятку лучших в рейтингах систем бронирования. Заняться отельным бизнесом молодой паре помогла случайность. Когда-то они сдавали свою двухкомнатную квартиру на «Фрунзенской», когда уезжали из Москвы, а сейчас решили превратить это в бизнес. «Тем более что знакомые, которые занимаются гостиничным бизнесом, предложили недвижимость, которая им не подошла: там нельзя было разместить санузлы в каждой комнате», – рассказывает Тимошенко. В здании раньше размещался йога-центр, был кухонный гарнитур и покрашенные в разные цвета стены. «Можно было бы не тратиться на ремонт и кухонную мебель, но мы решили сделать все по-своему, даже купили посудомоечную машину, что считается непозволительной роскошью для хостела», – объясняет Тимошенко. В результате на туристических сайтах и в системах бронирования хостел «Дом» прославился как единственный в своем роде, где постояльцам не надо самим мыть посуду. Одновременно с хостелом заработал и его сайт, появились странички в социальных сетях, которые владельцы активно поддерживают. В штате хостела четыре администратора и одна уборщица. Средняя выручка – $20 000–30 000 в месяц. 30% бюджета уходит на оплату аренды здания, довольно большая доля – на коммунальные платежи и зарплаты. Прибыль получается небольшая, но хозяевам «Дома» просто нравится их дело: они каждый день бывают здесь и делают любую работу, на которую не хватает рук.

Миллион в месяц

Продвижение небольшого хостела заключается в основном в сотрудничестве с сервисами бронирования, рассказал Илья Шевченко, владелец Ivan Hostel в Петровском переулке. Скажем, Booking.com, по данным источника «Ведомостей», берет 15% комиссии от суммы каждого бронирования, зато и обеспечивает эффективное продвижение с помощью сайта, собирая отзывы посетителей на разных языках и выстраивая рейтинги. Так, Ivan Hostel возглавляет рейтинг московских хостелов на Booking с оценкой 9,4 из 10 возможных. «Хостел предлагает свежесваренный кофе и чай, за минимальную плату можно воспользоваться стиральной машиной, феном, утюгом, даже оставить вещи на несколько дней. Здесь тихо, спокойно, у каждого есть личный шкафчик, который можно закрыть на ключ», – пишет в отзыве Ирина из Оренбурга.

В России у отелей, в том числе и хостелов, один из самых высоких показателей доходности в мире, отмечает Василенко. В Москве этот показатель в среднем составляет 20%, тогда как в Мадриде – 1%, в Амстердаме – 4%, в Лондоне – 10%. Средний хостел на 20–30 человек в центре Москвы с ценой проживания 700 руб. в высокий сезон может зарабатывать 450 000–600 000 руб. в месяц, имея 20–40% рентабельности. Общие инвестиции в такой проект – 2–5 млн руб. и при средней загрузке отеля на 60% они вернутся за год, по оценке Azimut Hotels. Мишин убежден, что хостел на 40 мест может приносить около 1 млн руб. ежемесячно.

«Инвестиции в гостиничный бизнес – это долгие деньги, не каждый инвестор готов ждать 5–10 лет, однако в последнее время ситуация заметно изменилась, – говорит Василенко. – В последние три года инвесторы и собственники все чаще стали обращаться к профессиональным гостиничным операторам, которые могут правильно подобрать место для отеля, разработать эффективную бизнес-модель, контролировать финансовые потоки и обеспечивать высокий уровень загрузки за счет централизованных систем продаж».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать