Российские медиа начали работать по модели краудфандинга


Российские медиа начали работать по модели краудфандинга: меньше чем за три недели проект Colta.ru практически полностью собрал нужные ему для старта 600 000 руб.

Деньги проекту (96,5% от требуемой суммы, по данным на вчерашний вечер) через платформу для сбора денег Planeta.ru пожертвовали 483 человека. Colta.ru создала бывшая редакция OpenSpace, проект запущен на прошлой неделе. 600 000 руб. – это гонорарный фонд проекта на оплату работы внешних авторов и на иллюстрации на три месяца, сама редакция это время работает бесплатно, живет на компенсацию, полученную при увольнении с OpenSpace, говорит главный редактор Colta.ru Мария Степанова. «Каким образом проект будет финансироваться дальше, мы еще не знаем, – говорит она. – Редакция ведет переговоры с потенциальными инвесторами, также мы обсуждаем возможность и дальше жить благодаря краудфандингу, изобретая разные бонусы для тех, кто дает нам деньги. То, что нам удалось собрать эту сумму, – настоящее чудо, и нам еще предстоит отработать это доверие».

Colta.ru – первый российский медиапроект, который смог таким образом собрать нужную сумму. В этом году вышел первый и единственный номер журнала для жителей Новогиреева «Милый друг», изданный несколькими тележурналистами. Создатели планировали финансировать его по модели краудфандинга, но, как говорил «Большому городу» один из создателей проекта – Александр Уржанов, удалось собрать только 70 000 руб. из требовавшихся 100 000 руб.

Краудфандинг – популярный способ финансирования стартапов, в том числе медиа, за рубежом. Но, как правило, деньги собираются на отдельные тексты или расследования, а не на полноценные медиа. Одно из немногих исключений – Wikipedia. В США самый эффективный способ для медиа получить пожертвования – это не краудфандинг в чистом виде, а деньги благотворительных фондов, говорит руководитель медиалаборатории «РИА Новости» Василий Гатов. Пример Colta.ru практически неповторим в России, уверен он, – у редакции, которая делала OpenSpace, очень вовлеченная лояльная аудитория, которой не может быть у стартапа в обычных условиях. Собрать деньги на полноценное существование медийного проекта с помощью краудфандинга, скорее всего, невозможно, считает совладелец проекта Look At Me Василий Эсманов, это работает только как разовая акция: «Хотя команда Степановой, конечно, молодцы, желаю им только успеха». Краудфандинг – очень интересная бизнес-модель для СМИ, говорит совладелец Slon.ru Александр Винокуров: «Как пожертвованиям ей не хватает регулярности, необходимой для создания бизнеса, но как замена обязательной подписке с фиксированной суммой это может сработать, такие проекты еще появятся в России».