Как подготовить 25 млн высококвалифицированных работников за 8 лет

Агентство стратегических инициатив предложило правительству готовить новые кадры для экономики вне стен учебных заведений
С.Николаев/ Ведомости

Чтобы сделать российскую экономику конкурентоспособной уже сегодня необходима целая революция в системе подготовки национальных кадров (одной реформы образования - мало), считают эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ), наблюдательный совет которого возглавляет Владимир Путин.

Во вторник, 23 октября АСИ направило в правительство проект «дорожной карты» по созданию «Национальной системы компетенций и квалификаций». Экспертам Минэкономразвития, Минфина, Минобрнауки, Минтруда и ФМС предстоит оценить планы создания национального онлайн-университета на 1 млн слушателей, получение специального образования непосредственно на производстве и госфинансирование студентов вузов в зависимости от их успеваемости.

По оценке АСИ и других экспертов, в 2020 г. в России потребуется 25 млн высококвалифицированных работников, но при существующей системе профессионального образования их нельзя подготовить на нужном уровне, пояснил «Ведомостям» Дмитрий Песков, руководитель направления «Молодые профессионалы» АСИ, отвечающего за подготовку «дорожной карты».

В результате работы над проектом был сделан вывод, что для системного решения задачи подготовки кадров необходимо использовать новые инструменты для решения проблемы. Один из них - электронный университет, АСИ предлагает создать пилотный проект университета, где могли бы пройти онлайн-обучение 1 млн человек. Еще один инструмент, который предлагает более активно использовать АСИ, - обучение на предприятии. Эксперты предлагают законодательно разрешить и стимулировать возможность проведения отдельных модулей образовательной программы вне образовательных учреждений на базе работодателей или нескольких образовательных учреждений без создания специальных структурных подразделений, а в Законе "Об образовании" учесть право на преподавание в образовательных учреждениях отраслевыми экспертами-практиками.

Одно из революционных предложений в «дорожной карте» - пересмотреть схемы финансирования бюджетных мест в высших учебных заведениях, чтобы финансировалось не бюджетное место в вузе, а конкретный человек, нужно ввести институт образовательного капитала, выдаваемого всем выпускникам государственных и частных школ по результатам ЕГЭ и олимпиад. Образовательный капитал должен приниматься всеми государственными образовательными учреждениями, при этом 50% финансирования образовательного учреждения должно производиться напрямую из бюджета, 50% - на основе образовательных ваучеров учащихся. Номинал капитала должен быть привязан к баллу ЕГЭ выпускника (чем выше средний балл ЕГЭ, тем больше размер номинала).

Кроме того, предлагается ввести представителей работодателя в государственных аттестационных комиссиях в средних и высших профессиональных учреждениях, а также ввести новую классификацию профессий, что даст усиление роли работодателей и их профессиональных сообществ в подготовке кадров и их карьерной ориентации.

"«Дорожная карта» составлялась таким образом, чтобы для ее реализации не пришлось идти на существенные бюджетные расходы, главная идея в том, что системное решение проблемы подготовки кадров лежит в коммуникационной плоскости, - говорит Песков. - Но программа все-таки предполагает некоторые издержки, среди которых — налоговые льготы компаниям, которые поддерживают образовательные учреждения".

Согласование ключевых положений «дорожной карты» продлится около трех недель. После документ будет направлен на утверждение наблюдательным советом Агентства, который возглавляет президент Владимир Путин, а затем будет подготовлено постановление правительства, которое утвердит план реализации мероприятий среди ответственных ведомств. Все мероприятия "дорожной карты" будут реализованы до 2018 г. («дорожная карта» АСИ в приложении).

Ключевые показатели, за счет которых планируется подготовить 25 млн специалистов нужной специальности и высокой квалификации к 2020 г.: 4,5-6 млн выпускников системы профобразования, 0,7-1 млн квалифицированных мигрантов, 18-20 млн высококвалифицированных работников – по итогам программ переподготовки (из них формальное допобучение – 12-15 млн, неформальное образование - более 5-7 млн человек).