Статья опубликована в № 3216 от 24.10.2012 под заголовком: Антикризисный гибрид

Модульные программы обучения в западных школах все более популярны

С октября в бизнес-школе WU Executive Academy началось обучение на двух новых программах Professional MBA. Их формат – гибрид между MBA и Executive MBA курсами – становится все более популярным, подтверждает опыт других бизнес-школ
Поиск работы в кризис становится для многих выпускников холодным душем
S.Stapleton / Reuters

Онлайн-MBA

Новый альянс в сфере онлайн-MBA заключили University of Roehampton, Лондон, и Laureate Online Education, глобальная сеть по онлайн-обучению с 60 кампусами и 657000 студентов. Первые совместные программы – Оnline MBA, MScProject Management, MSc in Information Systems Management – будут доступны в University of Roehampton уже осенью 2012 г. University of Roehampton

В этом году WU Executive Academy («дочка» Vienna University of Economics and Business) разделила специализацию программы Professional MBA Controlling & Finance на две, сообщил «Ведомостям» декан WU Executive Academy Бодо Шлигельмильх. Всего в школе девять специализаций программы Professional MBA, из них шесть – на английском языке, на которые ежегодно поступают 170–180 человек. Обучение рассчитано на 14–24 месяца и проходит по тому же принципу, что и на программах Executive MBA. Раз в месяц студенты приезжают в Вену на четыре дня очного обучения, а в остальное время они через специальную интернет-площадку изучают литературу, кейсы, участвуют в коллективной работе и делают самостоятельный проект. Для поступления нужно пройти собеседование, GMAT не требуется.

По данным школы, во время кризиса программы Professional MBA пользуются стабильным спросом (в 2008 г. на всех программах этого типа в школе училось 175 человек, в 2011 г. – 180 человек, набор в этом году еще не закончен). Сохраняется спрос и на программу Executive MBA: в 2008 г. на ней было 40 участников, в 2012 г. – 41 человек.

Студенты Professional MBA в WU Executive Academy – это руководители департаментов компаний, которым 30–37 лет, – им уже поздно идти на очное MBA-обучение, но зачастую нет смысла в Executive MBA из-за недостаточного опыта или высокой цены, которую будет сложно окупить, говорит Бодо Шлигельмильх. Этой целевой аудитории важны качество программы, возможность одновременно учиться и работать и не тратить много сил и времени на дорогу, – этим запросам венская школа вполне соответствует, объясняет он стабильный спрос на программы. Основной контингент студентов – из Западной и Восточной Европы, поэтому им требуется не более двух с половиной часов дороги, чтобы встретиться с профессорами американских школ бизнеса, которые преподают в WU Executive Academy.

Студенты-трудоголики

Данные исследования Application Trends Survey 2012 Graduate Management Admission Council (GMAC) показывают, что в последние несколько лет растет популярность part-time и других разновидностей программ, позволяющих сочетать работу с обучением. Количество желающих поступить в 2012–2013 гг. на full-time MBA-программы снизилось на 51% (см.диаграмму), но это лучше, чем год назад, когда спрос сократился еще больше – на 67%. Зато на подъеме программы с гибким графиком обучения – и особенно online-программы. В исследовании компании участвовало 744 программы из 359 школ в 46 странах.

Vlerick Business School еще до кризиса полностью сделала ставку на вечерний и модульный форматы, а в последние пару лет остановилась только на модульном и пытается делать программы более компактными: не более 18 месяцев вместо 24. Эта стратегия себя оправдала в кризис, говорит Анастасия Коршунова, директор по маркетингу и продажам в России и СНГ: число студентов во всей школе увеличилось с 478 человек в 2008–2009 учебном году до 611 в 2011–2112 гг. (на программах Masters и MBA).

В Kenan-Flagler Business School at the University of North Carolina несколько лет назад открыли программы MBA с обучением только вечером или только по выходным, которые пользуются стабильным успехом. Немногим более года назад открылась еще и дистанционная программа MBA@UNC, на которой уже учится 250 человек, рассказывает декан школы Джин Дин. Набор проходит каждый квартал, курс длится 15 месяцев и предусматривает онлайн-сессии в группах по 10–15 человек. Слушателям всех программ школа обещает качество, идентичное full-time MBA.

В MIT Sloan School of Management поменяли схему обучения на Executive MBA: слушатели встречаются каждую третью пятницу и субботу месяца и еще четыре раза по 8 дней за 20 месяцев. В США очное обучение на программах этого типа часто проходит по выходным, но в школе посчитали важным дать слушателям больше времени на работу и семью, пишет Financial Times.

Снижение популярности full-time MBA-программ связано с продолжающимся экономическим кризисом и неспособностью некоторых выпускников найти престижную и высокооплачиваемую работу, говорит Алла Жаворонкова, руководитель департамента по работе с международными школами бизнеса компании Begin Group. Люди не хотят прерываться на обучение, но в то же время потребность в бизнес-образовании у них сохраняется, а в некоторых странах, таких как Китай или Индия, она даже растет, добавляет эксперт.

Слушатели программы Professional MBA WU Executive Academy 34-летний Дмитрий Волчек из Приорбанка (Белоруссия) и 31-летняя Евгения Островская (Axxon Group, Москва) говорят, что им нужен не диплом, а знания, применимые в их повседневной работе. Дмитрий Куклин, 27-летний руководитель бетоносмесительного узла компании «Heidelberg Cement Украина», рассказал, что через два месяца после начала программы Professional MBA Marketing в WU Executive Academy смог оптимизировать бизнес-процессы и сократить документооборот.

Программа Cross Continent MBA Duke University – Fuqua в начале века была первой, где модульный формат обучения, свойственный до этого Еxecutive МВА, совместился с профилем студентов full-time MBA, напоминает Жаворонкова. Школа позиционировала ее как полноценное бизнес-образование без необходимости прерывать работу. Сейчас процесс создания все новых типов программ модульного и очно-заочного обучения стал массовым и будет только нарастать, предполагает она.

Бодо Шлигельмильх и декан сингапурской Lee Kong Chian School ofBusiness Говард Томас в своей статье о МВА в 2020 г. утверждают, что МВА станет более технологичным, менеджеры будут еще более заняты и им нужны будут технологии по обучению в любом месте и времени. Джин Дин из Kenan-Flagler Business School предсказывает, что скоро большая часть бизнес-обучения будет в интернете. Именно на онлайн-программы, по данным GMAC, в последние годы больше всего растет спрос (см.диаграмму).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать