Ошибка как необходимость

Недавно на LinkedIn наткнулась на интересную дискуссию о том, какое качество нужно проверять на интервью с соискателем вакансии в первую очередь. Большинство участников форума называли честность, смелость и лидерство. Я тогда подумала: обобщения тут неуместны - многое зависит от уровня должности, от профиля компании. К примеру, одно из важных качеств, на которое обращают внимание в нашей компании, - способность быстро учиться.

У каждого свой стиль обучения. Кто-то любит наблюдать и собирать информацию, кому-то нравятся теории, системы, логические построения, а кто-то предпочитает действовать и проверять идеи на практике. Китайская пословица гласит: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Позволь мне сделать — и это станет моим навсегда». На данный момент самой успешной моделью обучения признано «активное обучение практикой». Это понятие было формулировано Дэвидом Колбом, который утверждал, что отправным моментом эффективного обучения является приобретение конкретного практического опыта. Опыт дает материал для наблюдений, размышлений и построения теоретических концепций, а затем идет стадия активного экспериментирования и дальнейшего совершенствования.

Но практический опыт невозможен без ошибок. Ошибка – это естественное явление в несовершенном и до конца не изученном мире. В научном познании ошибка играет важную роль, поскольку сужает круг поиска и приближает нас к решению проблемы. Рабиндранат Тагор говорил: «Закройте дверь перед ошибками, и истина не сможет войти». Я помню, как мы однажды обсуждали требования к молодому консультанту – там была фраза: «Может подготовить проект отчета для менеджера без существенных ошибок». Наш старший партнер сказал: «Мне не нравится эта фраза. Если сотрудники будут бояться совершить ошибку, они будут тупо копировать старый опыт и не смогут предложить ничего интересного и оригинального. Мотивация избегания не стимулирует креатив. Менеджеры должны научиться быть терпимыми к ошибкам своих подчиненных. А если им не хватит терпимости, то люди либо остановятся в своем развитии, либо будут отрицать и скрывать свои ошибки, что приведет к большим проблемам».

В реальной жизни все стараются избегать ошибок, выстраивают процессы контроля, и все равно рано или поздно ошибаются. Опыт ошибки может быть очень болезненным. Каков алгоритм действий, если ошибка все же произошла? Я бы предложила пять шагов.

Первый шаг – признать ошибку и сообщить о ней. Не стоит закрывать глаза и надеяться, что авось пронесет. Не стоит сваливать ошибку на кого-то другого или винить обстоятельства. Не стоит упорствовать, отрицая очевидную ошибку. Намеренное сокрытие ошибки можно классифицировать как обман. Вы покажете себя честным, смелым и ответственным человеком, если признаете свою неправоту и расскажете об ошибке, причем чем скорее, тем лучше. Некоторые ошибки можно «схватить на лету». Может быть, отчет еще не отправлен, может быть, клиент еще не открыл файл, может быть, расчеты на основе ошибочных данных еще не сделаны и не переданы высшему руководству. Не медлите ни секунды, действуйте, сообщите об ошибке. Если не знаете, как сказать и кому сказать, посоветуйтесь с опытным человеком, которому вы доверяете, но не молчите!

Второй шаг - извиниться. Извиниться желательно лично, и – искренне. Не оправдывайте себя. Поиск оправданий означает, что вы не готовы принять и нести ответственность. Длинные оправдания могут только разжечь конфликт. Кратко опишите ситуацию и скажите, что вам очень жаль и вы осознаете свою вину, расскажите о плане дальнейших действий. Будьте готовы к тому, что кто-то будет откровенно недоволен и может выплеснуть на вас свой гнев, кому-то может быть все равно, а кто-то поймет вас и примет ваши извинения.

Третий шаг – восстановите веру в себя. Помните, что ошибка – это всего лишь ошибка. Это серьезно, но не смертельно. Простите себя. Выпрямите спину. Призовите на память все свои прежние достижения и успехи. Скажите себе, что вы умный и хороший человек. Вспомните всех тех, кто вас любит, и обратитесь к ним за поддержкой. Нужно верить, что все можно исправить. Всегда есть второй шанс.

Четвертый шаг – бросьте все силы на исправление ошибки. Это самый важный шаг. Признание ошибки – это победа над собой, а нужно еще добиться победы над ошибкой. Не смотрите назад, не мучайте себя мыслями типа «вот если бы я тогда»... Смотреть нужно только вперед. Сконцентрируйтесь и покажите себя в полной мере. В критических ситуациях в человеке просыпаются такие силы, о которых он не подозревает в обычной жизни. Не отстраняйтесь от проекта, в котором вы напортачили, наоборот – обязательно участвуйте в нем. Возможно, настал ваш звездный час. Возможно, второй вариант будет в десятки раз лучше первого. Возможно, не совершив ошибку, вы бы никогда не углубились так в тему. Теперь вы знаете, что нужно проверить, на что обратить внимание, что делать, чего не делать. Люди помнят последние события, пусть все помнят не то, что вы ошиблись, а то, как вы справились с проблемой.

Пятый шаг – сделайте выводы и делитесь опытом. Помните: иногда наши ошибки решают для нас больше проблем, чем создают. Если вы сумели преодолеть себя, научиться новому и научить других на своем опыте, то вам будет что рассказать на интервью и произвести отличное впечатление. У вас был опыт, когда вы совершили ошибку? Что вы сделали? Какие уроки извлекли и чему научились?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать