Насколько эффективны бывшие топ-менеджеры в роли консультантов компании

Для любой компании смена руководства – серьезный стресс. Поэтому американские работодатели часто не хотят отпускать на пенсию талантливых руководителей. После официальной отставки им немедленно предлагают место консультанта и баснословные гонорары. Но сотрудничество не всегда оказывается удачным

Самуэль Джей Палмизано, гендиректор IBM, через месяц собирается в отставку. Но его ждет прощальный приз: Палмизано будет получать по $20000 за каждый день, проведенный в офисе IBM в качестве консультанта. При этом консультировать он будет всего четыре часа в день и таких рабочих дней у него будет не более 20 в год. Исходя из этих данных можно предположить, что за год Палмизано заработает $400000. Для сравнения: его предшественник Луис Герстнер получает за день работы консультантом в IBM в два раза меньшую сумму. Контракт Палмизано не имеет даты истечения и не уточняет, сколько дней обязан будет отработать бывший гендиректор. Контракт Герстнера истекает в марте этого года.

Подписывая подобные соглашения, работодатели преследуют несколько целей. Они стараются обеспечить гладкий переход компании от одного лидера к другому, предотвратить уход бывшего босса к конкурентам, не дать ему увести с собой других сотрудников или, что еще хуже, подать иск на компанию.

В некоторых случаях компании так щедры в отношении своих «бывших», что оплата их труда простирается даже за пределы гробовой доски. Взять хотя бы соглашение о консалтинговых услугах Филиппа Рика Пауэла, который до 2005 г. был гендиректором компании – оператора ломбардов First Cash Financial Services. По словам представителя компании, в 2011 г. First Cash Financial Services обязалась заплатить Пауэлу $3,5 млн за его консалтинговые услуги даже в том случае, если он вдруг умрет (62-летний Пауэл и сейчас находится в добром здравии).

«Соглашение о консультировании – это завуалированный способ заплатить топ-менеджеру выходное пособие», – полагает Брэндон Риз, глава подразделения по инвестициям американской федерации труда и конгресса производственных профсоюзов. «Сомнительная стоимость этих соглашений повлияет на то, как акционеры будут голосовать в отношении зарплат топ-менеджеров в 2013 г.», – добавляет он.

С 2001 г. тенденция нанимать бывших руководителей консультантами пошла на спад, но в 2007 г. снова стала набирать силу. Только теперь соглашения о консультировании все чаще стали заключать с финдиректорами или главными юристами, сообщает независимый аналитик по вопросам компенсаций Тео Франсис. Он изучил для WSJ 300 подобных контрактов.

Например, ЯнБ.С.Спенсер, старший вице-президент Kimberley-Clark, уволился из компании в июне этого года в возрасте 57 лет. Он проработал в Kimberley-Clark более 30 лет. По соглашению о консультировании компания гарантировала ему $50000 ежеквартально до середины 2014 г. При этом работать он будет максимум 200 часов в год. По словам Спенсера, прошлым летом он посвятил консультированию бывших коллег 50 часов своего времени. В частности, помог распланировать работу европейскому подразделению компании.

Попытки удержать бывшего топ-менеджера часто связаны с желанием компании обеспечить мягкий переход от одного лидера к другому. Взять хотя бы опыт Джеймса Уира, нынешнего гендиректора Phoenix Cos. В свое время совет предшественника помог ему благополучно пережить первые месяцы в кресле гендиректора страховой компании. Дона Янг, бывший гендиректор, получала $300000 в год за консалтинговые услуги. «Дона помогла мне вжиться в новую роль и наладить взаимоотношения внутри и за пределами компании», – вспоминал потом Уир.

И все же чудесное превращение топ-менеджера в консультанта не всегда работает на благо компании. В начале 2008 г. Acxiom corp. пообещала платить три года подряд по $500000 ежегодно уходящему в отставку гендиректору Чарльзу Моргану за услуги консультанта. Морган согласился помочь своему преемнику Джону Мейеру укрепить связи с клиентами и сформировать стратегию компании. Все это было записано в контракте. Но уже через два месяца менеджмент компании отказался от услуг Моргана. Пресс-секретарь Acxiom отказалась назвать причину расторжения договора. Известно только, что по соглашению Морган все равно получил $1,5 млн. Сам он на звонки журналистов не отвечает.

В редких случаях бывшие топ-менеджеры понимают, что приносят мало пользы компании, и добровольно отказываются от щедрых гонораров. Здесь уместно вспомнить историю финансового директора CBS Фредерика Рейнолдса. Он заключил контракт о консалтинговых услугах со своим работодателем сразу после выхода в отставку в августе 2009 г. По контракту в течение трех месяцев после увольнения ему должны были платить по $100000 ежемесячно, а потом вплоть до августа 2010 г. – по $60000 каждый месяц.

Рейнолдс рассказывает, что несколько месяцев подряд помогал компании договариваться о размещении наружной рекламы в Великобритании. Но к началу 2010 г. у него стало немного работы в CBS. «Я не мог притворяться, что занимаюсь консультированием, и тянуть время до августа», – вспоминает финансист. По словам пресс-секретаря компании, в конце февраля 2010 г. CBS удовлетворила просьбу Рейнолдса о расторжении контракта и перестала ему платить. Теперь Рейнолдс говорит, что советы директоров должны более скептически относиться к найму дорогостоящих консультантов из числа бывших топ-менеджеров. «Это хороший способ дать людям возможность дальше работать. Но это не всегда продуктивно», – заключает он.