Менеджмент
Бесплатный
Оксана Гончарова

В России создали сеть контактных зоопарков, где зверей не держат в клетках

Интерактивные познавательные проекты для детей в России входят в моду, и на этой волне некоторые предприниматели бросают скучный бизнес. 34-летний Александр Федоров - один из таких: оборот его сети контактных зоопарков сегодня составляет 28 млн руб.
Заниматься детским проектом Александру Федорову нравится гораздо больше, чем продажами
Личный архив
Интерактивная выгода. Евгения Пармухина

руководитель исследовательской компании Research Techart. «Сегодня, как ни странно, госчиновники содействуют росту интереса к объектам досуга, сделанным по подобию европейских. Три года назад департамент культуры Москвы утвердил бюджет на пять лет и отвел средства на программу увеличения посещаемости музеев как минимум на 25% к 2016 г. Программа предусматривает модернизацию музеев и добавление в них интерактивных мероприятий».

Федоров окончил химический факультет Пермского государственного университета в 2001 г. По специальности не работал ни дня, но на досуге до сих пор любит просматривать учебники по химии - проверяет себя. Почти сразу после выпуска молодой человек решил заняться своим делом: продавал строительные материалы, участвовал в госторгах. Желание построить большой бизнес заставляло искать что-то новое, но кризис 2008 г. все расставил по местам. «В это время я и еще двое моих партнеров организовали в Новосибирске сеть парков бабочек, - вспоминает Федоров. - Чтобы поддерживать и развивать этот бизнес, мы придумали контактную группу с домашними животными внутри парка и спустя некоторое время вынесли ее в отдельный проект, который назвали контактным зоопарком».

Химия любви

В контактном зоопарке, поясняет предприниматель, нет клеток: животных можно гладить и кормить, с ними можно фотографироваться и обниматься. Свой зоопарк Федоров и его партнеры решили назвать «Лесным посольством». «Название пришло само собой, но потом мы поняли, какой у него огромный потенциал, - говорит он. - В концепцию «Лесного посольства» отлично вписываются и экопроекты, и зоотерапия, и десятки обучающих программ». Проект хотелось сделать масштабным, интересным и полезным. Идея овладела предпринимателем настолько, что первое время он даже не мог спокойно спать - все, чем ему хотелось заниматься, это было «Лесное посольство». Фирму зарегистрировали под таким же названием в 2012 г., и буквально за полгода было открыто еще четыре контактных зоопарка - в Москве, Уфе, Казани и Екатеринбурге. В среднем они занимают площадь от 250 до 300 кв. м и находятся в торгово-развлекательных комплексах (ТРК). В Москве, например, «Лесное посольство» расположилось на пятом этаже в ТРК «Мегаполис» на проспекте Андропова.

Энергетический досуг

В каждом из зоопарков «Лесного посольства» сегодня находится от 15 до 17 видов животных: кролики, козы, овцы, носухи, ежи, лани, кенгуру, олени, страусы, мини-пиги и др. За два года у компании сформировалась база поставщиков. «Лесное посольство» покупает животных вольерного содержания. Из дикой природы здесь нет никого. «В наших зоопарках представлены животные, которые живут с человеком тысячи лет, они абсолютно безопасны для посетителя, - рассказывает Федоров. - В зоопарках работают специальные люди - смотрители. Они следят за порядком - чтобы не только животные не причинили вреда посетителям, но и посетители - животным».

Помимо экскурсий «Лесное посольство» проводит учебные занятия для детей 1-6-го классов. «Программы все разные, сезонные, в разработке некоторых принимали участие сотрудники МЧС, Министерства образования, методисты, - поясняет Федоров. - К тому же на них не нужно сидеть за партой. Занятия в «Лесной школе» (так называется образовательный проект компании) на 70% - практика».

Контакт с животными - это когнитивный тренинг, эмоциональное развитие плюс социальная адаптация, - передает суть своего проекта предприниматель: «Животные - это наши энергетические приятели. Некоторые посетители пожилого возраста отмечали, что после общения с животными у них приходило в норму давление».

«Наши зоопарки создавались прежде всего для детей и взрослых с ослабленным зрением, - говорит конкурент Федорова - Светлана Трубкина, арт-директор сети контактных зоопарков «Зверюшки как игрушки» (компания существует с 2013 г.). - Для них это единственная возможность приобщиться к миру животных. Это также возможность просветительской работы для детей и просто отдых для людей, замученных бытом».

По словам Федорова, на запуск проекта понадобилось около 5 млн руб. Это были собственные сбережения предпринимателя и его партнеров. Они пошли на разработку фирменной стилистики, подбор площадок под размещение парков, ремонтные работы. Сегодня оборот компании составляет 28 млн руб., а прибыль - 20-25% от оборота.

Рынок, на котором работает «Лесное посольство», Федоров называет рынком активного семейного досуга. Но не считает конкурентами такие, например, проекты, как «Экспериментаниум» и «Панопктимум» - музеи, в которых посетители могут поучаствовать в мастер-классах с химическими реактивами или электричеством, а также поставить опыт с электрическим зарядом и молнией. «Интерактивные музеи развивают левое полушарие мозга, а мы - правое», - улыбается он.

Контакт на крыше

Обязательный пункт при выборе места размещения зоопарка - подходящая площадка для выгула животных, говорит Федоров. Поэтому, прежде чем выбрать подходящий вариант, приходится перебрать множество предложений: площадка должна получать достаточное количество дневного света и не располагаться рядом с местами активной ночной жизни. «Необязательно при этом наличие леса, озера, поля - в мегаполисах практически невозможно найти такие варианты, - вздыхает предприниматель. - В Москве, например, площадку для выгула и часть парка мы планируем перенести на крышу».

«Место под зоопарк можно подобрать почти в любом торговом центре Москвы, - делится собственным опытом Трубкина. - Другое дело - аренда. В зависимости от того, в какой части Москвы находится центр, она стоит от 300 000 до 600 000 руб. в месяц за 100-150 кв. м. Окупается, как правило, от 3 до 6 месяцев». По ее словам, арендодатели особо не стараются вникать в сложности ведения такого бизнеса и иногда, кажется, просто вставляют палки в колеса: так, например, когда компания открыла новый зоопарк, то арендодатель, подумав, что бизнес у клиента идет хорошо, решил поднять плату на 100 000 руб. «Благо мы сумели его переубедить», - говорит Трубкина.

По мнению Федорова, игроков на рынке семейного досуга много, но в целом он еще недостаточно развит, уровень услуг довольно низкий. «В 2015-2017 гг. планируется запустить такие проекты, как KidZania, детский город профессий «КидБург», парк развлечений DreamWorks», - говорит предприниматель. По его мнению, они станут знаковыми местами для семейного отдыха и поднимут планку на рынке. «Интерактивность, использование технологий - современный тренд, который внедряется во все сферы жизни, - объясняет моду на такого рода проекты Евгения Пармухина, руководитель исследовательской компании Research.Techart. - А конкуренция лишь подталкивает к созданию чего-то еще более необычного, «контактного».

Некоторые эксперты считают, что такие проекты создаются прежде всего для детей мегаполисов. «В Москве даже бродячего кота не встретишь, не говоря уже о том, что мой семилетний сын только недавно начал различать козу и корову, - смеется Маша Романова, совладелица бюро Kidsters (агентство по поддержке и развитию проектов для детей). - В городе сложно даже заметить смену природных циклов: мало зелени, мало насекомых, мало птиц. Такие проекты помогают почувствовать детям связь с природой, понять, что и вне города есть много всего интересного». Впрочем, не все начинающие предприниматели умеют правильно себя позиционировать на рынке, замечает она: «Многим продуктам такого плана не хватает двух вещей - красивой упаковки и истории. Первое касается интерьера самого пространства, дизайна сайта и текстов. Пользователь должен четко понимать, что контактный зоопарк - не то место, где животных мучат, как в цирке, и не передвижной балаган образца XIX в. А чтобы отличаться от обычного зоопарка, нужна наполненность, какая-то история вокруг животных».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать