В России создали сеть контактных зоопарков, где зверей не держат в клетках

Интерактивные познавательные проекты для детей в России входят в моду, и на этой волне некоторые предприниматели бросают скучный бизнес. 34-летний Александр Федоров - один из таких: оборот его сети контактных зоопарков сегодня составляет 28 млн руб.
Заниматься детским проектом Александру Федорову нравится гораздо больше, чем продажами /Личный архив

Интерактивная выгода. Евгения Пармухина

руководитель исследовательской компании Research Techart. «Сегодня, как ни странно, госчиновники содействуют росту интереса к объектам досуга, сделанным по подобию европейских. Три года назад департамент культуры Москвы утвердил бюджет на пять лет и отвел средства на программу увеличения посещаемости музеев как минимум на 25% к 2016 г. Программа предусматривает модернизацию музеев и добавление в них интерактивных мероприятий».

Федоров окончил химический факультет Пермского государственного университета в 2001 г. По специальности не работал ни дня, но на досуге до сих пор любит просматривать учебники по химии - проверяет себя. Почти сразу после выпуска молодой человек решил заняться своим делом: продавал строительные материалы, участвовал в госторгах. Желание построить большой бизнес заставляло искать что-то новое, но кризис 2008 г. все расставил по местам. «В это время я и еще двое моих партнеров организовали в Новосибирске сеть парков бабочек, - вспоминает Федоров. - Чтобы поддерживать и развивать этот бизнес, мы придумали контактную группу с домашними животными внутри парка и спустя некоторое время вынесли ее в отдельный проект, который назвали контактным зоопарком».

Химия любви

В контактном зоопарке, поясняет предприниматель, нет клеток: животных можно гладить и кормить, с ними можно фотографироваться и обниматься. Свой зоопарк Федоров и его партнеры решили назвать «Лесным посольством». «Название пришло само собой, но потом мы поняли, какой у него огромный потенциал, - говорит он. - В концепцию «Лесного посольства» отлично вписываются и экопроекты, и зоотерапия, и десятки обучающих программ». Проект хотелось сделать масштабным, интересным и полезным. Идея овладела предпринимателем настолько, что первое время он даже не мог спокойно спать - все, чем ему хотелось заниматься, это было «Лесное посольство». Фирму зарегистрировали под таким же названием в 2012 г., и буквально за полгода было открыто еще четыре контактных зоопарка - в Москве, Уфе, Казани и Екатеринбурге. В среднем они занимают площадь от 250 до 300 кв. м и находятся в торгово-развлекательных комплексах (ТРК). В Москве, например, «Лесное посольство» расположилось на пятом этаже в ТРК «Мегаполис» на проспекте Андропова.

Энергетический досуг

В каждом из зоопарков «Лесного посольства» сегодня находится от 15 до 17 видов животных: кролики, козы, овцы, носухи, ежи, лани, кенгуру, олени, страусы, мини-пиги и др. За два года у компании сформировалась база поставщиков. «Лесное посольство» покупает животных вольерного содержания. Из дикой природы здесь нет никого. «В наших зоопарках представлены животные, которые живут с человеком тысячи лет, они абсолютно безопасны для посетителя, - рассказывает Федоров. - В зоопарках работают специальные люди - смотрители. Они следят за порядком - чтобы не только животные не причинили вреда посетителям, но и посетители - животным».

Помимо экскурсий «Лесное посольство» проводит учебные занятия для детей 1-6-го классов. «Программы все разные, сезонные, в разработке некоторых принимали участие сотрудники МЧС, Министерства образования, методисты, - поясняет Федоров. - К тому же на них не нужно сидеть за партой. Занятия в «Лесной школе» (так называется образовательный проект компании) на 70% - практика».

Контакт с животными - это когнитивный тренинг, эмоциональное развитие плюс социальная адаптация, - передает суть своего проекта предприниматель: «Животные - это наши энергетические приятели. Некоторые посетители пожилого возраста отмечали, что после общения с животными у них приходило в норму давление».

«Наши зоопарки создавались прежде всего для детей и взрослых с ослабленным зрением, - говорит конкурент Федорова - Светлана Трубкина, арт-директор сети контактных зоопарков «Зверюшки как игрушки» (компания существует с 2013 г.). - Для них это единственная возможность приобщиться к миру животных. Это также возможность просветительской работы для детей и просто отдых для людей, замученных бытом».

По словам Федорова, на запуск проекта понадобилось около 5 млн руб. Это были собственные сбережения предпринимателя и его партнеров. Они пошли на разработку фирменной стилистики, подбор площадок под размещение парков, ремонтные работы. Сегодня оборот компании составляет 28 млн руб., а прибыль - 20-25% от оборота.

Рынок, на котором работает «Лесное посольство», Федоров называет рынком активного семейного досуга. Но не считает конкурентами такие, например, проекты, как «Экспериментаниум» и «Панопктимум» - музеи, в которых посетители могут поучаствовать в мастер-классах с химическими реактивами или электричеством, а также поставить опыт с электрическим зарядом и молнией. «Интерактивные музеи развивают левое полушарие мозга, а мы - правое», - улыбается он.

Контакт на крыше

Обязательный пункт при выборе места размещения зоопарка - подходящая площадка для выгула животных, говорит Федоров. Поэтому, прежде чем выбрать подходящий вариант, приходится перебрать множество предложений: площадка должна получать достаточное количество дневного света и не располагаться рядом с местами активной ночной жизни. «Необязательно при этом наличие леса, озера, поля - в мегаполисах практически невозможно найти такие варианты, - вздыхает предприниматель. - В Москве, например, площадку для выгула и часть парка мы планируем перенести на крышу».

«Место под зоопарк можно подобрать почти в любом торговом центре Москвы, - делится собственным опытом Трубкина. - Другое дело - аренда. В зависимости от того, в какой части Москвы находится центр, она стоит от 300 000 до 600 000 руб. в месяц за 100-150 кв. м. Окупается, как правило, от 3 до 6 месяцев». По ее словам, арендодатели особо не стараются вникать в сложности ведения такого бизнеса и иногда, кажется, просто вставляют палки в колеса: так, например, когда компания открыла новый зоопарк, то арендодатель, подумав, что бизнес у клиента идет хорошо, решил поднять плату на 100 000 руб. «Благо мы сумели его переубедить», - говорит Трубкина.

По мнению Федорова, игроков на рынке семейного досуга много, но в целом он еще недостаточно развит, уровень услуг довольно низкий. «В 2015-2017 гг. планируется запустить такие проекты, как KidZania, детский город профессий «КидБург», парк развлечений DreamWorks», - говорит предприниматель. По его мнению, они станут знаковыми местами для семейного отдыха и поднимут планку на рынке. «Интерактивность, использование технологий - современный тренд, который внедряется во все сферы жизни, - объясняет моду на такого рода проекты Евгения Пармухина, руководитель исследовательской компании Research.Techart. - А конкуренция лишь подталкивает к созданию чего-то еще более необычного, «контактного».

Некоторые эксперты считают, что такие проекты создаются прежде всего для детей мегаполисов. «В Москве даже бродячего кота не встретишь, не говоря уже о том, что мой семилетний сын только недавно начал различать козу и корову, - смеется Маша Романова, совладелица бюро Kidsters (агентство по поддержке и развитию проектов для детей). - В городе сложно даже заметить смену природных циклов: мало зелени, мало насекомых, мало птиц. Такие проекты помогают почувствовать детям связь с природой, понять, что и вне города есть много всего интересного». Впрочем, не все начинающие предприниматели умеют правильно себя позиционировать на рынке, замечает она: «Многим продуктам такого плана не хватает двух вещей - красивой упаковки и истории. Первое касается интерьера самого пространства, дизайна сайта и текстов. Пользователь должен четко понимать, что контактный зоопарк - не то место, где животных мучат, как в цирке, и не передвижной балаган образца XIX в. А чтобы отличаться от обычного зоопарка, нужна наполненность, какая-то история вокруг животных».