В России активно развивается бизнес интернет-площадок, которые сводят вместе заказчиков и исполнителей

«Краудворкер» - слово новомодное не только для русского, но и для английского языка. Но по сути это обычный поиск подработки через интернет, и ниша эта сегодня стремительно развивается
А. Таранин

Сейчас предприниматели часто начинают бизнес с ограниченным бюджетом. У них нет возможности брать в штат людей для выполнения разных мелких заданий. Краудворкинг как раз и поставляет предпринимателям и инноваторам кадры, которые могут выполнять огромный объем работы через компьютеры и мобильные приложения, да еще на условиях безгранично гибкого графика и оплаты», - делится результатами своих исследований Лилли Айрани, ученый в сфере компьютерных технологий Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Будущее за дистанционной работой. 83%

работающих в интернете хотели бы полностью перейти на дистанционную занятость

7%

уже работают только дистанционно

10%

респондентов сказали, что боятся отказаться от традиционной работы, не уверены в том, что интернет-работа может давать стабильный доход, - показал опрос, проведенный Workle на своей платформе в мае 2014 г.

Точных цифр в отношении количества краудворкеров в мире не существует. По приблизительным оценкам, их сотни тысяч: больше всего в США и в Индии. В этих странах под краудворкерами подразумеваются люди, которые на аутсорсинговой основе выполняют небольшие задания в интернете прямо из дома. Задачи, которые перед ними ставят заказчики, просты - например, создание логотипа или сбор данных. Зарабатывают краудворкеры немного, порой не более 50 центов в час. «Для меня счастье заработать $20 за день. Ведь иной раз я получаю всего несколько долларов в день», - признается, например, американец Озлем Демирси.

Потребность бизнеса в дешевой рабочей силе, с одной стороны, и желание обычных пользователей заработать в интернете - с другой, привели к появлению интернет-платформ, которые сводят вместе заказчиков и исполнителей, а сами существуют за счет комиссии со сделки. $1,38-5 в час - таков разброс заработков американских краудворкеров. Самая известная в мире платформа - Mechanical Turk (принадлежит Amazon) была создана в 2005 г. Она объединяет 500 000 краудворкеров по всему миру.

Краудворкинг по-русски

Краудворкинг в России сильно недооценен, поэтому так медленно развивается, сетует Константин Гаранин, основатель краудсорсинговой платформы CityCelebrity.ru, которая работает в сфере решения практических маркетинговых задач.

Гаранин - один из немногих, кто использует сейчас в России термин «краудворкер». Однако под краудворкерами Гаранин в отличие от многих западных интернет-платформ понимает более квалифицированную рабочую силу. Его платформа объединяет десятки тысяч активных молодых людей из более чем 70 городов России, которые решают творческие задачи и продвигают новые идеи в сотнях разных проектов. Компании, регистрирующиеся на платформе, в свою очередь, приходят сюда в поисках новых идей, для разработки новых товаров и услуг, исследований, тестирований и опросов. Параллельно они ищут новых сотрудников.

За год платформу CityCelebrity.ru посещает более 1,5 млн человек, но постоянных краудворкеров на ней не более 40 000, говорит Гаранин. Для сравнения, продолжает он: одна из китайских платформ агрегирует около 7 млн краудворкеров-переводчиков и она в Китае далеко не единственная. «Так что у нас краудворкеров мизерное количество. Думаю, по всей стране их наберется менее миллиона человек», - объясняет Гаранин. По его мнению, краудворкинг в России в ближайшие пять лет будет расти медленно из-за того, что эта модель работы людям пока непривычна, но потом обязательно начнется бурное развитие.

Решают бытовые проблемы

Тем не менее в России быстрыми темпами растут другие интернет-платформы, где заказчики тоже могут встретиться с потенциальными исполнителями своих заказов, но это происходит в более простой и бытовой форме. «Все началось с того, что мне потребовалась уборщица, чтобы убрать квартиру после вечеринки. Я обзвонил кучу объявлений и везде натыкался на юридических лиц, предоставляющих такие услуги. Мне же нужна была обыкновенная поломойка. Так у меня родилась идея создать платформу, где пользователи могут быстро находить исполнителей для разных бытовых поручений. Это своего рода доска объявлений в интернете», - вспоминает Денис Кутергин, основатель платформы YouDo.

Проект стартовал в апреле 2012 г. Он был создан на личные сбережения Кутергина, сумму которых он не раскрывает.

Сейчас на платформе размещает заказы 1000 клиентов в день. По словам Кутергина, 25% заказов поступают от предпринимателей и небольших компаний, которым требуются разные бытовые услуги: курьеры, ремонт офиса, перевозка офисной мебели, создание баннеров, сайтов, проведение промоакций. Всех исполнителей YouDo тестирует и проверяет. «Поскольку наши исполнители предоставляют в основном услуги, не требующие квалификации, мы не тестируем их на профессиональные качества, у нас только психологические тесты», - объясняет Кутергин.

В 2014 г. платформа прошла монетизацию. Теперь каждый исполнитель отдает 15% стоимости своего заказа платформе. Кутергин не раскрывает годовой выручки, но говорит, что у проекта состоялся один раунд инвестиций - российский венчурный фонд Flint Capital вложил в YouDo $1 млн в октябре 2013 г. Второй раунд сейчас находится в процессе договоренностей.

Предприниматель прочит своему детищу большое будущее. Сейчас сервис YouDo cтал партнером хозяйственного агрегатора «Мастер», который в сентябре этого года запустил «Яндекс».

Штатная работа в интернете

«В начале карьеры я работал в инвестиционной компании. Однажды, будучи тщательно подготовленным к встрече с клиентом, я застрял в лифте. Благо с собой были ноутбук и мобильник. Так и пришлось с извинениями, но все же провести переговоры на «удаленке», прямо из лифта», - вспоминает с улыбкой Владимир Горбунов, основатель интернет-платформы для удаленной работы Workle. Идея создать бизнес родилась у него именно тогда, в 2010 г., после анекдотичного случая в лифте. В мае 2011 г. Workle была запущена в режиме бета-тестирования, а в июле через сервис работали уже 2500 человек.

Модель работы в интернете, предложенная Workle, отличается от других подобных моделей тем, что дает возможность пользователю не просто получить случайное, внештатное задание, но выбрать профессию, пройти обучение, сразу приступить к работе, получать официальный доход и строить карьеру. Платформа объединяет компании, нуждающиеся в исполнении определенных видов работ, в основном в сфере туризма, финансов и страхования, и специалистов, готовых эти услуги оказать. «Создана модель легальной дистанционной работы. Сейчас наша цель - легализовать дистанционную занятость населения России таким образом, чтобы работа в интернете была столь же полноценной, как и привычная работа на предприятии», - говорит Горбунов.

Платформа зарабатывает на комиссии с каждой сделки, поясняет Вероника Боровлева, директор по маркетингу компании. Доход пользователя может составлять от 60 до 95% от сделки в зависимости от его личных результатов.

В апреле 2013 г. Workle получила инвестиций на сумму $3,5 млн, завершив первую часть сделки с Klever Internet Investments. Тогда же в 2013 г. совокупный оборот компаний-партнеров, полученный с помощью сервиса Workle.ru, вырос с 270 млн до 1,5 млрд руб.

На Workle уже зарегистрировано 1,1 млн пользователей и это, конечно, не предел, с гордостью говорит Горбунов.

Платформы, которые сводят в интернете работодателей и работников, будут множиться и развиваться, идет ли речь о краудворкинге, онлайн-досках объявлений или постоянной работе на удаленном доступе, считают американские исследователи. Ведь феномен возникновения этих платформ - часть социальных и экономических изменений, происходящих в мире и на мировом рынке труда, полагает Айрани из Калифорнийского университета.