Около 60% компаний хотят проскочить финансовый кризис, не изменяя зарплатной политики

58% компаний рассчитывают проскочить нынешний финансовый кризис, не изменяя зарплатной политики. Только 11% признались, что сократят зарплаты уже в ближайшее время
А. Таранин

«Мы - российская компания, ведущая бизнес в России. Валюта, в которой получают зарплату сотрудники, - рубль. Фиксировать заработную плату в каких-либо других единицах мы не планируем», - говорит Ольга Филатова, директор по персоналу «Мегафона». Поддерживают Филатову ее коллеги из других отраслей. Найти компанию, которая действительно готова привязать зарплату сотрудников к валюте, «Ведомостям» пока не удалось.

Вспоминать былое и зафиксировать зарплату в условных единицах российские работодатели не намерены. Лишь 16% из более чем 1500 компаний, опрошенных по заказу «Ведомостей» службой исследований HeadHunter, рассматривают такой вариант компенсации зарплат сотрудникам в связи с обвалом рубля. 84% категорически заявляют, что такой вариант невозможен ни при каких условиях.

Переход на зарплаты в у. е. охотнее других готовы рассматривать в продажах (29% компаний), PR и маркетинге (26%) и в сфере IT (20%).

«Эра валютных расчетов давно в прошлом и, на мой взгляд, уже не станет массовым явлением. Мы живем и мыслим в рублях, - уверена Елена Воробьева, HR-директор «Адамаса». - У нас нет оснований переходить на продажу продукции в у. е. и привязывать заработную плату к курсу. Тем более заработная плата, привязанная к курсу при 2500 сотрудниках, - это колоссальные «плавающие» издержки, которые, в принципе, невозможно планировать».

«Вне зависимости от экономической ситуации мы будем работать только в локальной валюте. У нас рублевый фонд заработной платы, налоги мы платим тоже в рублях - условные единицы здесь ни при чем», - подчеркивает Андрей Белоедов, исполнительный директор компании REHAU, Восточная Европа.

Для привязки зарплат к валюте нет предпосылок, уверяет Екатерина Ухова, партнер EY, руководитель группы услуг в области управления эффективностью деятельности и мотивации персонала в СНГ.

Дорогая валюта

С девальвацией рубля стало практически невозможно переманить сотрудника из «валютной» компании в рублевую зону, даже с хорошими карьерными перспективами, рассказывают хантеры.

«Около 2,5 месяца назад мы искали руководителя одного из направлений в крупную девелоперскую компанию, - делится недавним опытом Дмитрий Дереляк, управляющий партнер First (входит в Ward Howell Group). - Работодатель выбрал одного нашего кандидата и сделал ему предложение о работе, по зарплате сопоставимое с текущим местом. Кандидат взял время на размышление. Затем последовали два раунда переговоров и улучшение условий оффера как со стороны текущего работодателя, так и нашего клиента. Но при переговорах был один нюанс - новое место предполагало доход в рублях, а старое - несколько тысяч евро, выплачиваемые в рублях по среднемесячному курсу ЦБ. Несмотря на то что новая работа открывала перспективы получить значительный (почти 100% от годового оклада) бонус через 12 месяцев, кандидат остался на нынешней работе. Основным его аргументом была именно зарплата, привязанная к евро. С его стороны это был риск, так как курс тогда был еще всего 50 руб. за евро, но он оказался оправданным».

На текущем рынке труда этот случай скорее исключение, знает Дереляк, так как после кризиса 2008 г. количество трудовых договоров, как-то привязанных к курсам валют, уменьшилось в разы. Сейчас такие договоры заключены не более чем у 5-10% работодателей. Это либо иностранные консалтинговые компании, либо контракты с иностранцами, работающими в России.

«Недавно сотрудник одной из консалтинговых компаний советовался со мной, имеет ли ему смысл выходить на работу в «реальный сектор», - продолжает Дереляк. - Текущий доход привязан к курсу доллара, но предложение все равно было заманчивым: новая работа предполагала большие перспективы и масштабы. Переговоры длились около месяца, в результате курс победил. Работодатель взял кандидата подешевле».

«В связи с турбулентностью, которая происходит в последний месяц на валютном рынке, работодатели стараются оставлять место для маневра. Если контракт с текущим работником привязан к доллару или евро, то курс стараются хотя бы зафиксировать и доплатить разницу в конце года. Есть случаи переподписания договора по соглашению сторон. Это сейчас работает, так как курс привязывается к 55-65 руб. за евро, и сотрудники в любом случае в выигрыше, увеличив свой доход на 50% за месяц. Но действительно с уникальными специалистами (например, экспатами на должностях технологов) таких случаев почти нет (высокий риск потерять сотрудника), и работодателю приходится просто терпеть и надеяться, что курс не перевалит хотя бы за 150», - рассказывает Дереляк.

Айтишники не бегут

Слух, что разработчики, зарплата которых всегда была на уровне западных компаний, после девальвации рубля активно заинтересовались трудоустройством вне России, лидеры российского IT-рынка не подтверждают.

В Mail.ru Group говорят, что ничего в компенсационной системе менять пока не планируют. «Ни в 2014 г., ни за последний месяц не было массового роста числа программистов, которые увольняются из компании с целью переезда за границу, хотя, безусловно, их количество ежегодно увеличивается. Также несколько человек переехали в другие города и продолжают работать в Mail.ru Group, в наших зарубежных офисах», - рассказывает Ксения Чабаненко, PR-директора Mail.ru Group.

«IT-компании легче переживают любые экономические потрясения, - говорит Марина Алексеева, директор по работе с персоналом «Лаборатории Касперского». - Конечно, в условиях кризиса конкуренция за профессиональные кадры всегда обостряется, текущая ситуация не является исключением. Наши партнеры на рынке действительно говорят об усилении интереса российских IT-специалистов к предложениям за рубежом и зарубежных компаний к российским IT-специалистам. Мы пока напрямую этого тренда не наблюдаем, хотя релокация сотрудников в наши зарубежные офисы - обычная практика как для любой глобальной компании. «Лаборатория Касперского» является надежным и стабильным работодателем, что немаловажно в любые времена». От традиционной ежегодной индексации в 2015 г. в «Касперском» отказывать не будут.

Компенсация паники

«Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране, мы не планируем изменений в зарплатной политике. Отрасль телекоммуникаций находится в более выигрышном положении, чем другие, и поэтому для нас кризис - это скорее новые возможности, чем рецессия. У нас очень сильная команда сотрудников, которая в непростые времена превращается в ключевой актив. Мы не намерены его терять. Более того, мы внимательно следим за рынком труда с целью привлечения новых кадров, которые появятся на нем в результате кризиса», - рассчитывает Филатова из «Мегафона».

«Ожидать какой-либо компенсаторной политики компаний в отношении заработных плат сотрудников стоит только в том случае, если работодатели сумеют полностью компенсировать собственные потери от сложившейся экономической ситуации. В настоящее время, напротив, стоит ожидать мер по оптимизации затрат на персонал, как и прочих затрат компании», - заключает Ухова.