МГУ потерял позицию, но удержался в топ-5 рейтинга вузов БРИКС от QS

Лидером QS World University Rankings: BRICS 2015 остался Университет Цинхуа
Лидером QS World University Rankings: BRICS 2015 остался Университет Цинхуа/ tsinghua.edu.cn

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ) в этом году потерял одну позицию и занял четвертое место в ежегодном рейтинге университетов стран БРИКС, составленном британской QS Quacquarelli Symonds Ltd.

Из 53 российских вузов в рейтинге QS наиболее значительно улучшил позиции за год Московский физико-технический институт, поднявшийся с 52-го на 45-е место. Заметно ухудшили позиции Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (опустился с 47-го на 60-е) и Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики (с 58-го на 63-е).

В третьем по счету QS World University Rankings: BRICS 2015 лидирует, как и прежде, Университет Цинхуа. Китайские вузы занимают семь мест из топ-10, в то время как Бразилия, Индия и Россия – по одному, а Южная Африка – ни одного.

Многие российские вузы продвинулись в новом рейтинге стран БРИКС, отмечает региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS Ltd. Зоя Зайцева. Она поясняет, что МГУ – постоянный лидер, стоящий на пороге топ-100 в мировом рейтинге университетов QS World University Rankings, в новом рейтинге БРИКС был высоко оценен как учеными, так и работодателями, к тому же входит в топ-5 по доле сотрудников с научной степенью. «А вот по показателям публикаций и цитирования российские университеты, к сожалению, отстают», – сетует Зайцева. На ее взгляд, причина тому – национальная тенденция публиковать исследования только на русском языке.

«В первую сотню рейтинга также вошли Томский политех, Казанский федеральный, УРФУ, Южный федеральный, РУДН, НГУ им. Лобачевского, МИСиС, Российская экономическая академия им. Плеханова, Дальневосточный федеральный и Университет ИТМО», – гордится Зайцева. В этом году общий рейтинг расширился в два раза: в прошлом году QS ранжировал лишь 200 учебных заведений, в этом – уже 400. Россия представлена более чем 90 участниками, хотя количество отечественных университетов в топ-200 осталось без изменений – 53. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова остается в четверке лидеров, и, хотя только два других российских университета входят в топ-20 – Санкт-Петербургский государственный университет и Новосибирский государственный университет, страна обеспечивает ровно пятую часть вузов топ-100.

Из российских университетов только Московский инженерно-физический институт (МИФИ) вошел в топ-100 БРИКС по показателю научно-публицистической продуктивности (количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника), сетует Зайцева. Она напоминает, что в мае 2012 г. руководство страны поставило цель иметь пять университетов в первой сотне международных рейтингов университетов к 2020 г. Также был учрежден Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации для контроля и ведения проекта под названием «5-100».

«В целом у вузов – участников «Проекта 5-100» наблюдается положительная динамика в рейтинге QS University Rankings: BRICS 2015 – сейчас 13 университетов входят в топ-100 рейтинга, что превышает показатели 2014 и 2013 гг.», – отмечает руководитель пресс-службы проекта Ксения Брегадзе. На ее взгляд, снижение позиций отдельных университетов связано в первую очередь с тем, что усилилась конкуренция между вузами и появились сильные игроки из других стран, которые вошли в рейтинги, тем самым сдвинув позиции России. Помимо этого, на ее взгляд, в методологии QS играют немаловажную роль такие факторы, как академическая репутация, количество опубликованных статей и их цитирование, которые строятся на публикационной активности, а здесь российским вузам сложно конкурировать, поскольку по-прежнему многие статьи действительно пишутся на русском и не могут быть оценены международным рейтингом. «Университеты осознают эту проблему и уже предпринимают активные действия, – уверяет Брегадзе. – Например, вузы – участники проекта «5-100» мотивируют сотрудников публиковать статьи в международных изданиях и организуют курсы по академическому письму на английском языке. Однако должно пройти определенное время, чтобы были видны ощутимые результаты».