Чтобы человек не сгорел на работе, не должны сгорать его отпуска

Но в России именно так и происходит
Алексей Таранин/ Ведомости

Секретарь компании «Безопасность границ» более пяти лет работала без отпуска. Об этом говорится в ее иске к работодателю, который рассмотрел Пресненский суд в 2017 г. После увольнения она потребовала взыскать с работодателя компенсацию за неиспользованный отпуск – 221 761 руб. плюс проценты за нарушение срока выплат. Суд удовлетворил иск лишь отчасти, мотивируя тем, что сотрудница поздно затеяла разбирательство.

Этим летом не пойдут в отпуск 20% россиян, показал опрос «Левада-центра» (социологи опросили 1600 человек из 48 регионов). Одна из причин отказа от отпуска – конфликт с работодателем, который не позволяет сотруднику отгулять обещанные законом четыре недели в год.

Сотрудники нередко подают иск в суд и требуют компенсировать их право на неиспользованный отпуск, знает Сергей Саурин, руководитель юридического направления Центра социально-трудовых прав. В апреле 2017 г. центр провел исследование, изучив судебную практику сгорающих отпусков в России, и выяснил, что такие нарушения встречаются в крупных промышленных компаниях даже чаще, чем в малом бизнесе, уточняет он. Пока человек работает, он не готов отстаивать свое право на отдых и ссориться с руководством, поэтому подают иски после увольнения, поясняет Саурин. Суды большинства регионов (Москвы, Санкт-Петербурга, Башкирии, Татарстана) не удовлетворяют их на 100% и отпуска сгорают, показало исследование центра.

Срок годности отдыха

Таких решений – не в пользу работников – стало больше после вступления в силу в России в 2010 г. конвенции № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках», отмечает Татьяна Николаенко, руководитель практики трудового права «Хренов и партнеры». Нормы международного права недостаточно интегрированы в Трудовой кодекс (ТК) и, когда дело доходит до суда, возникают противоречия в трактовке, поясняет юрист.

Согласно конвенции, работник должен использовать две недели отдыха в течение года, а остаток – не позже чем через 18 месяцев после окончания года, за который отпуск предоставляется. По трудовым спорам, не связанным с восстановлением на работе, срок исковой давности составляет три месяца со дня, когда работник узнал, что его право нарушено (ст. 392 ТК). В результате суды считают, что, если сотрудник не обратился в течение 21 месяца (18 + 3 месяца), право на отпуск он потерял, говорит Саурин.

Похожие иски рассматривали и другие суды: в Санкт-Петербурге к компании «Беллинда», в Москве к банку «Траст», в Башкирии к компании «Профбизнесстандарт». И во всех случаях отпуска были признаны сгоревшими. К примеру, пилот авиакомпании «Ютэйр» при увольнении подал иск в Сургутский суд с требованием компенсировать неотгулянный отпуск. Суд не удовлетворил иск на 100%. Пилот пытался оспорить решение в суде Ханты-Мансийского автономного округа, но получил отказ. Обоснование – все то же истечение срока давности в 21 месяц.

Есть план

«Ведомости» опросили 15 крупных работодателей из разных отраслей (банки, производство, розница). Все они утверждают, что заранее составляют графики отпусков, а сотрудники всегда в курсе, когда их очередь отдыхать.

Отстоять право

Право на отпуск появляется, как только сотрудник отработает год в компании. Он сам должен следить, чтобы это право было соблюдено, считает Николаенко. Если работодатель не дает отпуск, есть три способа отстоять его. Не увольняясь, стоит пожаловаться в прокуратуру (сейчас это можно сделать через сайт ведомства), трудовую инспекцию или в суд (при этом не оспаривать других норм – только отпуск), рекомендует Николаенко.

Например, в «Русале» каждый год в декабре работники составляют план отпусков на следующий год и согласовывают его с руководителем, рассказывает представитель компании. Из-за этого удается избежать ситуаций, когда менеджеры одного отдела уходят в отпуск одновременно. В Промышленно-металлургическом холдинге (ПМХ) у каждого отдела есть свой горячий сезон – например, у бухгалтерии это сдача отчетности и на такие периоды люди сами рассчитывают свою занятость, уточняет Галина Ратникова, вице-президент ПМХ. В «Русгидро» тоже строго соблюдают отпускные планы: они формируются с учетом загрузки и взаимозаменяемости работников, поясняет представитель компании.

В крупных международных компаниях всегда заранее составляют жесткие графики отпусков, знает Марина Тарнопольская, управляющий партнер агентства «Контакт». Но во многих российских организациях дела обстоят по-другому: отпускных планов либо нет, либо сотрудники с ними не знакомы, замечает Саурин.

Летний конфликт

Аналитики сервиса бронирования билетов и отелей Onetwotrip.ru обратили внимание на различия в поведении россиян, планирующих отпуск, и жителей Западной Европы. Пользователи сайта из России бронируют билеты на перелеты в среднем менее чем за 100 дней до вылета, отели – за 30 дней. Европейцы же обычно покупают весь тур за два-три месяца – это связано с более стабильным экономическим положением, говорит PR-директор сервиса Aviasales.ru Янис Дзенис. В России люди не уверены в завтрашнем дне, поэтому не строят долгосрочных планов и не знают точно, когда и как смогут уйти в отпуск. Опросы показывают, что это происходит потому, что «начальник неожиданно дал отпуск», поясняет Дзенис.

Кассир крупной розничной сети рассказала, что в 2017 г. руководство разрешает ей взять отпуск только на две недели, хотя по закону положено 28 дней. «Начальник говорит: оставшиеся дни я смогу использовать потом – но когда это потом наступит? Ведь в прошлом году я отдыхала всего 10 дней, и долг постепенно копится», – жалуется сотрудница супермаркета.

Работодатель всегда может не пустить в отпуск, прикрываясь производственной необходимостью (ст. 124 ТК), говорят юристы. Случается, что люди сами отказываются от отдыха, чтобы подработать – получают зарплату, плюс компенсацию за отпуск, отмечает Николаенко. Работа нон-стоп – обычная практика для некоторых юридических и консалтинговых компаний, уточняет Саурин.

Кто виноват

Бывает, что сотрудник, не закончив проект, покупает тур и ставит начальника перед фактом: через две недели уезжаю, приводит пример Тарнопольская. В таких конфликтах виноваты обе стороны, которым не удалось договориться, уточняет она. И поэтому вполне справедливо, что сотруднику приходится работать в отпускные дни, считает рекрутер.

Большинство топ-менеджеров в России тоже не умеют отдыхать. По мнению Тарнопольской, многие, уезжая в отпуск, не делегируют полномочия и замыкают все на себе: любой пожар они предпочитают тушить сами, пока он не разгорелся, иначе после отпуска они возвратятся на пепелище.

Вернуть отдыхающего

Вернуть сотрудника из отпуска можно только в случае, если он сам согласится вернуться. Причем компания обязана компенсировать стоимость неиспользованной путевки, авиабилетов и другие затраты и вдобавок предоставить неотгулянные дни отпуска в то время, которое выберет сам сотрудник.

68% российских топ-менеджеров в отпуске всегда проверяют рабочую почту и остаются на связи с коллегами и офисом, показало июньское исследование рекрутингового агентства «Контакт». А каждый третий, хотя и старается не вспоминать о работе, в почту все же заглядывает. И только 12% топ-менеджеров отключают рабочую почту и телефон и все отпускные дни посвящают себе и близким.

Не беспокоить

Дальновидные компании научились находить компромисс в отпускных конфликтах. В первые два-три года после открытия бюро переводов iTrex многие сотрудники работали по выходным и в отпуске и это привело к эмоциональному выгоранию – все они уволились, рассказывает гендиректор бюро Вениамин Бакалинский. Теперь он запрещает своим переводчикам работать в отпуске. Он только просит оставаться на всякий случай на связи, чтобы уточнить какую-то информацию, но не работать.

В ПМХ вообще не принято беспокоить человека в отпуске, рассказывает Ратникова. Оперативные вопросы может решить сотрудник, заменяющий отпускника. Отпуск руководителя используют еще и для тренировки начинающих управленцев из кадрового резерва ПМХ. Это отличный способ для них попробовать свои силы, и многие из тех, кто смог доказать свою состоятельность, после этого получают повышение по службе. Например, все топ-менеджеры «Кокса» (одного из крупнейших предприятий холдинга) стали руководителями именно так – пройдя стажировку на месте отбывшего в отпуск управленца.