Как заработать на запертой комнате

Интерес публики к квестам привлек в эту нишу множество предпринимателей
Варвара Гранкова

В одном из районов Сиэтла, Беллтауне, сотни людей каждую неделю платят по $30 за то, чтобы их заперли в жутковатой комнате, которая обставлена в викторианском стиле и подготовлена для спиритического сеанса. У посетителей всего час на то, чтобы выбраться из этого помещения, – они разгадывают загадки, ищут подсказки и пытаются узнать последнюю волю недавно почившего профессора Файерстоуна. Это квест «запертая комната», одно из самых популярных сейчас развлечений в США.

По оценкам портала Room Escape Artist.com, сейчас в Америке по меньшей мере 2300 таких комнат против 20 в конце 2014 г. Всплеск интереса со стороны публики и на первый взгляд невысокие стартовые вложения привлекли в этот бизнес уже немало предпринимателей. Однако выяснилось, что заработать здесь вряд ли проще, чем выбраться из запертой комнаты. На фоне множества конкурентов сложно выделиться, да и управлять таким бизнесом непросто.

Театр в одной комнате

Основатели RoomEscapeArtist.com отмечают, что за последние несколько лет квесты стали сложнее. Из простой игры в маленькой комнате они превратились в театры, где роли исполняют профессиональные актеры, а участникам кажется, что они попали в настоящий дом с привидениями. «Сейчас можно найти квесты с невероятными историями, передовыми технологиями и организацией на голливудском уровне», – говорит Нейт Мартин, генеральный директор компании Puzzle Break, которой принадлежит квест-комната в Беллтауне. Puzzle Break была одним из пионеров на этом рынке в США.

Идеей квестов в закрытой комнате Мартин проникся пять лет назад, когда зашел с друзьями поиграть в такую комнату в Сан-Франциско. В тот же день он и его знакомая Линдси Морс, работавшая тогда помощником преподавателя, решили открыть собственную квест-комнату. Она заработала спустя всего два месяца, в августе 2013 г. Сумма первоначальных вложений составила $7000. Сейчас у компании две квест-комнаты в Сиэтле, франшизы в Ньютоне, штат Массачусетс, и на Лонг-Айленде, а также договор с круизной компанией Royal Caribbean.

В Puzzle Break работает 20 сотрудников, а оборот компании удваивается каждый год, начиная с момента ее создания. В 2016 г. бизнес принес $1,1 млн, в 2017 г. – более $2 млн. Основная статья расходов – оплата труда персонала (около 35% выручки). Прибыль составляет 23%. По словам Мартина, запуск последних игр Puzzle Break обошелся не менее чем в $100 000, но окупается такой квест обычно меньше чем за год. Аренда двух помещений в хороших районах Сиэтла стоит $18 000 в месяц, но это выгодное вложение. В совокупности оба квеста посещают от 600 до 1000 клиентов в неделю. Стоимость начинается от $30 за человека, для корпоративных мероприятий цена выше.

Умение подсказывать

Одна из самых сложных задач – найти правильных людей для управления игрой в комнате, говорит предприниматель. Зарплата таких сотрудников начинается от $15 в час, и обычно это студенты. Новые сотрудники сначала сами играют в игру, чтобы увидеть ее глазами игрока, а затем несколько недель учатся у опытных коллег. Один из самых важных навыков – умение вовремя дать подсказку. Например, в одной из старых игр Puzzle Break нужно было сунуть руку в дыру в ящике и настроить радиосигнал. Однако часто игрок, обнаруживший этот ящик, боялся засовывать туда руки, опасаясь пораниться. Говорить в такой ситуации что-то вроде: «А вы пробовали засунуть руки в ящик?» – было бы неправильно, объясняет Мартин. Хорошая подсказка должна привлечь внимание игроков к предмету, а выводы они сделают сами.

После окончания игры комнату надо подготовить к следующему сеансу, и это еще одна важная часть работы сотрудника. Достаточно не запереть один из замков, не включить систему контроля или не положить на место ключ или подсказку – и следующая игра может быть безнадежно испорчена, объясняет Мартин. Еще хуже будет, если что-нибудь сломается.

В редких случаях, если в игре что-то ломается, а в комнате в это время находятся игроки, компания старается компенсировать им неудобства. Если поломку устраняют сразу, игроки получают дополнительное время. Кроме того, текущая игра и дополнительно к ней еще одна достаются им бесплатно. Аналогично Puzzle Break действует в случае получения обоснованно негативных отзывов на ее игры в интернете.

Идеальное место

Морс – соосновательница и креативный директор Puzzle Break – занимается разработкой игр и воплощением идей в реальность. Мартин встречается с потенциальными партнерами, изучает новые технологии и тестирует игры. Он говорит, что тратит много времени на поиск мебели и реквизита: приходится посещать распродажи, антикварные магазины и барахолки. Трудно бывает найти и подходящее помещение для квест-комнат.

По мнению Мартина, идеальное место для квеста – это бывшая приемная врача или дантиста с комнатой ожидания и несколькими кабинетами, которые можно объединить или использовать по отдельности. А квест-комнаты Puzzle Break в Беллтауне расположены на бывшей репетиционной базе музыкантов, где изначально было несколько небольших звукоизолированных помещений.

Мартин не советует открывать квест-комнату там, где можно проводить только одну игру. Подобная ошибка в свое время привела к закрытию квеста Puzzle Break в Сан-Франциско. Комната была расположена в прекрасном месте с отличным трафиком, но привлечь клиентов повторно оказалось тяжело: комната была всего одна, и следующей игры клиентам приходилось ждать не менее года. Сейчас у Puzzle Break в Беллтауне три разные комнаты, и в них параллельно идут две разные игры. В этом году игр станет четыре, а комнат – пять. Помещение позволяет расширяться и дальше.

Перевела Надежда Беличенко