«Привлекательная и сорит деньгами»: что инвесторы говорят о женщинах

Как венчурные инвесторы характеризуют предпринимателей мужского и женского пола
Варвара Гранкова

Узнать, что именно говорят венчурные инвесторы о предпринимателях и их предложениях, довольно сложно – все обсуждения ведутся за закрытыми дверями. Мы получили возможность посещать совещания шведского государственного венчурного фонда и в течение двух лет наблюдали за тем, как представители фонда обсуждали предпринимателей, подавших заявки на финансирование. Нам сразу бросился в глаза один факт: обсуждая предпринимателей мужского и женского пола, инвесторы используют очень разную лексику. И эта разница сказывается и на тех, кто стремится привлечь капитал, и на обществе в целом.

С 2007 по 2013 г. государственные венчурные фонды стран ЕС инвестировали в инновационный малый и средний бизнес 3,621 трлн евро. В Швеции женщины владеют и управляют примерно третью всех предприятий, однако не получают соответствующей доли государственного финансирования. Основанные женщинами компании получают всего 13–18%. Остальное достается предпринимателям-мужчинам.

Изначально перед нами стояла задача помочь фонду оптимизировать процесс принятия решений. Мы не искали связь между полом предпринимателей и словами инвесторов. Однако, когда мы стали анализировать собранные данные, эта связь бросилась нам в глаза. Поэтому мы решили изучить ее внимательнее. Мы наблюдали за закрытыми обсуждениями, в ходе которых принимались окончательные решения по 125 заявкам на получение венчурного капитала: 79% из них подали мужчины, а 21% – женщины. Группа венчурных капиталистов включала в себя семь человек: двух женщин и пятерых мужчин. Общая продолжительность наблюдений составила 36 часов.

Мы обращали внимание на то, как инвесторы отзывались о потенциале предпринимателей и описывали мужчин и женщин в целом. Нас интересовали слова и фразы, используемые для описания авторов заявок, комментарии по поводу их внешности и одежды, а также общая динамика диалога. Такой подход позволил нам выделить ряд характерных тем.

За рядом исключений большинство венчурных капиталистов воспроизводили стереотипный образ женщин, согласно которому они не обладают необходимыми для предпринимателей качествами. Под сомнение ставились их надежность, добросовестность, опыт и знания. Стереотипы же, на которые опирались распорядители венчурного капитала, оценивая предпринимателей мужского пола, наоборот, только укрепляли их потенциал: они воспринимались как решительные, изобретательные, компетентные, опытные, осведомленные и обладающие полезными связями.

Характеристики предпринимателя:

- «молодой и перспективный»
- «заносчивый, но очень компетентный»
- «агрессивный, но талантливый бизнесмен»
- «опытный и осведомленный»
- «очень компетентный инноватор, не жалеет денег на эксперименты»
- «осторожный, толковый и рассудительный»
- «очень трудоспособный и мотивированный»
- «специалист с дипломом престижного вуза, имеет опыт ведения бизнеса»

На основании полученных выводов мы сформировали собирательные образы предпринимателей женского и мужского пола. В этих образах отражается ряд ключевых различий в восприятии авторов заявок на финансирование в зависимости от их пола. Предпринимательский потенциал мужчин был для инвесторов очевиден, а вот у женщин он казался им слабым. Инвесторы обращали внимание на молодость предпринимателей, но для мужчин она была признаком перспективности, а для женщин – неопытности. Мужская агрессивность и заносчивость рассматривались как положительные качества, в то время как воодушевленность предпринимателей-женщин списывали на их излишнюю эмоциональность. Осторожность также оценивалась по-разному в зависимости от пола претендента на финансирование.

Решение о том, кто получит финансирование, было во многом обусловлено этими стереотипами. В среднем женщины-предприниматели получали только 25% от запрашиваемой суммы, мужчины – 52%. Почти 53% заявок от предпринимателей женского пола были отклонены, от мужчин гораздо меньше – 38%.

Характеристики предпринимательницы:

- «молодая и неопытная»
- «ей не хватает связей и требуется помощь в разработке бизнес-концепции»
- «полна энтузиазма, но звучит неубедительно»
- «опытная, но слишком много волнуется»
- «привлекательная и сорит деньгами»
- «слишком осторожная и нерешительная»
- «не способна рисковать и развиваться»
- «дальновидная, но не понимает, как устроен рынок»

Представленные нами результаты вызвали бурное обсуждение. На государственном уровне наши выводы дали толчок разработке новой стратегии распределения государственного венчурного капитала. У самих венчурных капиталистов наши находки вызвали целую гамму эмоций: чувство безысходности от осознания причастности к дискриминации, полное отрицание, огорчение, а также радость от того, что гендерная дискриминация была предана огласке.

Наше исследование свидетельствует о том, что языковые стереотипы подкрепляют образ мужчины как истинного предпринимателя и дискредитируют женщин, занимающихся бизнесом. Стереотипы неизбежно сказываются на распределении финансирования. А из-за гендерной дискриминации самые перспективные компании рискуют лишиться инвестиций.

Об авторах: Малин Мальмстрем – профессор предпринимательства и инноваций в Технологическом университете Лулео; Жанет Йоханссон – профессор бухгалтерского учета и контроля в Хальмстадском университете; Йоаким Винсент – профессор предпринимательства и управления в Школе экономики Ханкен и Университете Санкт-Галлена

Оригинал статьи здесь.