Какой нетворкинг помогает женщинам преуспеть в карьере

Женские и мужские сети деловых знакомств существенно различаются
Варвара Гранкова

Исследователи собрали данные из электронной переписки студентов программы МВА одной из ведущих бизнес-школ США (всего 4,5 млн писем, 728 человек, из них 26% женщин). Выяснив, кто, кому и как часто пишет, исследователи строили схемы деловых связей каждого студента, подсчитывали число его прямых контактов и число прямых контактов каждого из них: в зависимости от общего количества студент считался более или менее «центровым» в широкой сети. Ученые также обратили внимание на общение студентов со своим внутренним кругом (2–4 самых частых контакта). Далее они узнали, как оценили каждого выпускника на рынке труда (с поправкой на такие факторы, как оценки во время обучения и на экзаменах, общительность, страна происхождения и предыдущий опыт работы).

Среди мужчин лучше всего проявили себя представители верхнего квартиля по показателю нахождения в центре круга контактов: их должности были в среднем в 1,5 раза более ответственными и высокооплачиваемыми, чем у нижнего квартиля. Ученые пришли к выводу, что узловое положение в кругу связей позволило им быстрее узнавать о выгодных вакансиях.

С женщинами все оказалось сложнее. Самыми успешными также были те, кто находился в центре круга профессиональных связей, но, чтобы пробиться, им понадобился внутренний круг контактов-женщин. Если женщина находилась в верхнем квартиле «центровых» и в ее внутреннем круге доминировали женщины, найденная ею работа оказывалась в 2,5 раза более ответственной и высокооплачиваемой, чем у лишенных такой комбинации: по-видимому, подруги из внутреннего круга снабжали ее важной информацией, связанной с гендером, – например, о наличии в фирме перспектив для карьерного роста женщин. Но и это еще не все. Даже женские внутренние круги могли влиять по-разному – эффективнее всех были те, члены которых очень дружны между собой, но обладали непересекающимися расширенными кругами профессиональных связей: они давали доступ к максимуму информации. Тогда как гендерный состав внутренних кругов мужчин никак не влиял на найденные ими должности.

Ученые утверждают: в вопросах связей женщинам надо опираться на качество, а не количество (важны люди с максимально широкими знакомствами), ценить разнообразие (не ограничиваться теми, кто похож на них самих) и стараться, чтобы их внутренний круг не был слишком замкнутым. Организации могут поддерживать подобные усилия, помогая людям налаживать связи с коллегами вне их функционального окружения. «Женщинам сложнее находить профессиональные ниши при помощи нетворкинга, – убеждены исследователи. – Однако, подойдя к вопросу грамотно, они смогут открыть оригинальные пути к продвижению».-

Как женщине расширять деловые знакомства

Развивать деловые контакты женщинам мешают собственные неверные представления. Если женщина думает, что никогда не сможет преуспеть или что это пустая трата времени, ей не удастся выбраться из повседневной рутины. Единственный способ разрушить барьеры – попробовать самим и убедиться, что нетворкинг полезен. Женщины-руководители могут создать сеть деловых знакомств с помощью двух тактик.
1. Лучший способ расширить профессиональные отношения – способствовать общению различных кругов, которые входят в сеть контактов. Например, менеджер посещает конференции и семинары, на которых обсуждаются идеи, способные, по ее мнению, заинтересовать коллег. Она рассказывает о впечатлениях с конференций в соцсетях, и это повысило ее известность на предприятии, где она трудилась. Затем она познакомилась с автором новой книги о методике agile и поняла, что методы управления гибкими проектными командами могут радикально изменить деятельность ее предприятия. Поэтому она познакомила автора книги с руководителем из ее компании, с которым начала общаться благодаря своим постам в соцсетях.

2. Чтобы эффективно строить деловые связи, обычно требуется выделять больше времени на общение вне работы. Но у женщин выбор ограничен: им не интересно играть в гольф или участвовать в спортивных мероприятиях. Некоторым сотрудницам удается направить интерес на решение стратегических рабочих задач и таким образом расширить деловые связи.

Возьмем, к примеру, женщину – менеджера инвестиционной компании, которая увлекалась театром. Она сделала свое хобби частью бизнеса. Четыре раза в год ее секретарь заказывал билеты в театр, организовывал неофициальный фуршет в ресторане рядом с театром. Приглашения получали существующие и потенциальные клиенты, а также менеджеры, с которыми эта служащая инвесткомпании хотела познакомиться. Театральные мероприятия помогли ей развить бизнес и расширить сеть полезных контактов.

Об исследовании: «A Network’s Gender Composition and Communication Pattern Predict Women’s Leadership Success», Yang Yang, Nitesh V. Chawla, Brian Uzzi (Proceedings of the National Academy of Sciences, 2019)