Дилеры просят отсрочку от мобилизации для автомастеров

Без них будет трудно обслуживать современные машины
Сервисные услуги стали важной статьей дохода дилеров после наступления дефицита, резкого роста цен и снижения спроса на автомобили/ Максим Стулов / Ведомости

Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) попросила вице-премьера – главу Минпромторга Дениса Мантурова рассмотреть вопрос о предоставлении сотрудникам дилерских центров, осуществляющим ремонт, техосмотр и обслуживание автомобилей, отсрочки от призыва на военную службу в рамках частичной мобилизации. Об этом говорится в письме ассоциации от 30 сентября (есть у «Ведомостей»). Представитель РоАД от комментариев отказался.

Мантуров, согласно распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина от 29 сентября, был включен в состав комиссии по вопросам бронирования граждан РФ, находящихся в запасе. Представитель Минпромторга сказал «Ведомостям», что письмо от РоАД поступило в министерство и будет рассмотрено.

В письме РоАД Мантурову говорится, что в случае призыва таких работников деятельность дилерских предприятий «будет парализована полностью», а это поставит под угрозу стабильность гарантийного ремонта, сервиса и техосмотра. «Следствием этого станет снижение скорости реагирования экстренных служб, увеличение числа ДТП, что в итоге создаст серьезную угрозу жизни и здоровью граждан», – отмечается в документе. Ремонтом и обслуживанием машин занимаются в основном узкоспециализированные кадры с высшим образованием и дополнительной подготовкой, которых невозможно заместить «в сжатые сроки», подчеркивает РоАД.

Проблема действительно существует, подтверждает источник «Ведомостей» в крупном московском автодилерском холдинге. По его словам, когда один сотрудник получает повестку в военкомат и увольняется, в среднем двое других его ближайших коллег тоже увольняются, чтобы не получить повестку по месту работы. Таким образом, потери компании уже составили 5,5% специалистов, которые задействованы в обслуживании машин, говорит собеседник. После преодоления порога в 12% такого персонала компании придется отменять записи на обслуживание, сетует он. Наиболее остро вопрос стоит в отношении автослесарей, отмечает источник.

Мобилизуют не только слесарей, другие специалисты тоже получают повестки, говорит источник «Ведомостей» в другом дилерском холдинге. «Это проблема для работы предприятия. У нас и так дефицит кадров, который заместить бывает сложно», – отмечает собеседник. По его словам, на данный момент повестки пришли примерно 2% из коллектива численностью 1500 человек, еще 2% взяли отпуск в связи с риском быть призванными.

В регионах ситуация отличается. Из 1340 человек, работающих в салонах компании, примерно 800 – военнообязанные, говорит топ-менеджер крупного регионального автодилера. По его словам, с начала мобилизации повестки получили всего семь человек, да и те потом вернулись по несоответствию параметрам мобилизуемых. То есть фактически из компании никого не призвали, уточняет он. Собеседник ожидает, что, вероятно, специалистов его компании призовут в случае объявления второй волны мобилизации, и на этот случай с сотрудниками была проведена разъяснительная работа.

Сервисные услуги стали важной статьей дохода дилеров после наступления дефицита, резкого роста цен и снижения спроса на автомобили после начала СВО. Например, в июне гендиректор «Рольфа» Светлана Виноградова говорила в интервью «Ведомостям», что 60% в структуре доходности компании занимают продажи машин с пробегом, остальное – сервис и «очень небольшая доля» – новые автомобили.

До СВО сервис давал дилерам в среднем 40–50% итогового финрезультата, говорит директор «Автостата» Сергей Целиков. Сейчас у тех, у кого не осталось новых машин, это значение может доходить до 70–80%, полагает он.

Сервис всегда был довольно маржинальной историей для дилеров, соглашается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Эксперт считает, что проблема призыва сервисменов «безусловно существует». Наиболее чувствительным для автодилера будет потеря специалистов по электронике, поскольку количество таких узлов в современной машине очень велико, отмечает Бургазлиев. Также, по его словам, в случае недостатка специалистов у дилеров могут возникнуть проблемы с выполнением обязательств по обслуживанию лизинговых автомобилей и транспорта, купленного в рамках госзаказа.

Для ремонта легковых автомобилей и грузовиков действительно существует необходимость в автомеханиках, которых можно быстро переобучить из призванных работников гражданских автосервисов, говорит директор по развитию Фонда содействия технологиям XXI века Иван Коновалов. Для ремонта бронетехники, который весьма актуален в СВО, работники гражданских автосервисов вряд ли подходят, здесь нужны специалисты, говорит эксперт.

По словам источника «Ведомостей», близкого к Минобороны, еще весной для ремонта бронетехники были созданы заводские бригады «Уралвагонзавода» и других производителей военной техники.