Авиахимики просят отсрочку от мобилизации
Их призыв грозит сбоями в обслуживании самолетов в осенне-зимний периодАссоциация «Аэропорт» попросила Минтранс включить производителя авиационной химии «Авиафлюид интернешнл» в список предприятий, сотрудникам которых полагается отсрочка от мобилизации. Об этом говорится в письме ассоциации на имя главы ведомства Виталия Савельева от 29 сентября, которое есть у «Ведомостей». Его подлинность подтвердил гендиректор «Аэропорта» Виктор Горбачев.
Как следует из письма, «Авиафлюид» – единственное в стране предприятие по производству противообледенительной жидкости (ПОЖ) для обработки самолетов и противогололедных реагентов (ПГР) для обработки взлетно-посадочных полос (ВПП). Компания обеспечивает 100% потребностей в ПОЖ и более 75% потребностей в ПГР для гражданской авиации РФ, отмечается в документе.
В обращении указано, что численность предприятия составляет менее 100 человек, при этом средний возраст сотрудников чуть более 40 лет. «Это возраст, который подлежит мобилизационному призыву», – констатирует Горбачев в письме. Частичная мобилизация, объявленная 21 сентября, может привести «к полной остановке предприятия и, как следствие, к коллапсу в аэропортах страны в осенне-зимний период». Многих сотрудников – операторов, инженерно-технических работников, сотрудников лаборатории – будет невозможно заменить в короткие сроки, поясняет ассоциация в своем письме.
Поводом для обращения ассоциации в Минтранс стало письмо самой «Авиафлюид интернешнл» в «Аэропорт» 27 сентября с просьбой о содействии. Копия этого письма за подписью гендиректора компании Евгения Матюхина также есть у «Ведомостей». Как следует из документа, в настоящее время по требованию Росавиации предприятие заключило контракты на поставку продукции со всеми предприятиями гражданской авиации России.
В прошлый осенне-зимний сезон из-за плохих погодных условий предприятие произвело на 65% больше продукции по сравнению со средними объемами прошлых лет, следует из письма Матюхина. Поставки в российские аэропорты и авиакомпании составили более 55 000 т ПОЖ и ПГР. «В крупных аэропортах – «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково» – срок поставки составляет от 12 до 24 часов с момента получения заявки, и превышение этих сроков приводит к сбоям в обслуживании самолетов», – говорится в обращении «Авиафлюид интернешнл» в ассоциацию.
По данным «СПАРК-Интерфакса», единственным владельцем «Авиафлюид интернешнл» является Ольга Матюхина. Компания производит ПОЖ Aviaflight и ПГР Green Way. У предприятия есть 51% в компании «Ликвед менеджмент кампани», занимающейся сбором опасных отходов.
В 2017 г. «Авиафлюид интернешнл» заключила самый крупный контракт по поставке ПОЖ почти на 500 млн руб. с «Домодедово фьюэл сервисиз». Также предприятие регулярно сотрудничает со специальным летным отрядом (СЛО) «Россия», который перевозит первых лиц государства. Последний контракт со СЛО «Россия» по поставке ПОЖ на 12,7 млн руб. был заключен в июне текущего года. Помимо этого авиахимическая компания в 2018 г. заключила контракт с «Воздушными воротами Северной столицы» (управляющая компания аэропорта «Пулково», Санкт-Петербург) по поставке ПОЖ на 145 млн руб. Предприятие поставляет продукцию и в другие региональные аэропорты и авиакомпании.
«Ведомости» направили запросы в «Авиафлюид интернешнл», Минтранс, Росавиацию, СЛО «Россия» и крупнейшим аэропортам страны.
Противообледенительная обработка воздушных судов, или деайсинг, является составной и неотъемлемой частью обеспечения безопасности полетов, отмечает представитель «Домодедово». Аэропорт сотрудничает с «Авиафлюид интернешнл» и уже сформировал резерв ПОЖ и реагентов на наступающий осенне-зимний период.
«Для предотвращения образования льда на ВПП также применяется специальная техника – распределитель ПГР. Зимой летное поле и приаэродромная территория аэропорта «Домодедово» обрабатываются двумя видами реагентов: жидким – для предотвращения обледенения – и гранулированным – для устранения ледяной корки с поверхности», – объясняет собеседник.
Реагенты применяются только при особых климатических условиях: повышенной влажности и пограничных температурах, поясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, при небольших высотах, закрытых облачностью, крыло самолета без обработки покрывается льдом, что может привести к падению судна.
Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что в период санкционного давления покупать авиационные реагенты за рубежом стало проблематично. Поэтому, отмечает эксперт, срыв поставок ПОЖ и ПГР в осенне-зимний период может привести «к драматическим последствиям». «Поскольку ставить под угрозу безопасность полетов нельзя, речь пойдет об ограничении количества операций по обслуживанию самолетов и ВПП», – добавляет Пантелеев. По словам эксперта, можно организовать альтернативные каналы поставок авиахимии, однако стоимость реагентов будет «ощутимо дороже».
Авиахимики не первые, кто среди работников гражданской авиации попросил бронь от мобилизации. В конце сентября Минтранс обратился в Минобороны с просьбой включить в бронь от частичной мобилизации пилотов и инженеров гражданской авиации, писали «Известия». Минобороны, по данным источников «Известий», поддержало идею Минтранса, но бронь смогут получить далеко не все специалисты гражданской авиации России. Просили об отсрочке от мобилизации и профсоюзы Госкорпорации по организации воздушного движения.
На бронь вправе рассчитывать организации, выполняющие поручения и задачи, поставленные органами власти в период мобилизации, или если деятельность организации участвует в обеспечении безопасности государства и жизнедеятельности населения, говорит адвокат практики уголовного и административного права Amulex.ru Любовь Шебанова. Таким образом, завод по производству авиахимии, который обеспечивает 100% потребностей в ПОЖ, имеет шанс на включение в перечень организаций, сотрудники которых вправе получить отсрочку от мобилизации, резюмирует она. Но количественный и качественный состав подлежащих бронированию окончательно определит межведомственная комиссия после согласования с Минобороны, поясняет юрист.