Менеджмент
Бесплатный
Статья опубликована в № 3897 от 18.08.2015 под заголовком: Советы консультанта: Топ-менеджерам придется пошевелиться

К 2025 году исчезнет до 50% существующих сегодня рабочих мест

Но есть категория сотрудников, которые уверены, что уж их-то технологии не заменят, – это топ-менеджеры
Хелен Эдвардс, руководитель библиотеки Московской школы управления "Сколково"

К 2025 г. исчезнет до 50% рабочих мест, существующих сегодня. Еще через 20 лет 60% работы, которую выполняют люди, получат машины. Но есть категория сотрудников, которые, скорее всего, уверены в том, что уж их-то технологии не заменят.

Это топ-менеджеры.

Современные технологии пока и близко не способны управлять командой, мотивировать персонал или проводить переговоры. Хотя в реальности жизнь радикально изменится даже для тех, кто сейчас у руля.

Компьютеры пока еще не умеют принимать решения лучше людей. В то же время нельзя недооценивать использование статистических данных в этом процессе. В новой книге – «Второй век машин. Работа, прогресс и процветание во времена блестящих технологий» Эрик Бринолфссон и Эндрю Макафи утверждают, что руководителям придется пересмотреть взгляды на интуицию.

В интервью McKinsey Quarterly Макафи говорит: «Как правило, сомневаясь в выводах, сделанных на основе статистических данных, вы не добиваетесь ничего хорошего – скорее всего, вы сделаете неправильный выбор. Хотя некоторым топ-менеджерам, опытным и успешным, неприятно отказываться от мысли, что их несравненная интуиция может почувствовать что-то, чего не может статистика».

Многие менеджеры гордятся своей способностью выделять талантливых сотрудников из общей массы. Но скоро руководители перестанут быть единственным источником информации, кого нанять, а кому дать повышение. У Google уже есть аналитическая группа, которая изучает результативность работы персонала. Самая разная информация о сотрудниках – успеваемость в учебных заведениях, ответы на вопросы во время собеседования, карьерный путь в компании, качество выполнения проектов, подписки на журналы, хобби – соотносится с выполненными проектами. Все больше и больше компаний будут использовать эту информацию, чтобы точно определить, где талант пригодится больше.

Сотрудники смогут сильней влиять на кадровую политику компании. Новый отчет «Цифровые технологии радикально подрывают HR» (Digital Radically Disrupts HR), выпущенный группой «Будущее HR» консалтинговой компании Accenture, предрекает, что «точка сбора информации и принятия решений окажется ближе к сотрудникам и дальше от HR- или топ-менеджеров». Сотрудники все больше будут влиять на организацию своей работы и даже определять собственную компенсацию по принципу обратного кадрового аукциона, когда команды или отдельные профессионалы будут назначать на внутреннем портале цену выполнения проекта. Боссы увидят, что теперь не они выбирают сотрудников, а это их выбирают в новые лидеры.

Такие современные явления, как управление большими массивами данных, искусственный интеллект или краудсорсинг, дают небольшим компаниям с коллективом от 20 до 40 человек возможность соревноваться на равных с международными корпорациями. Все чаще к работе над проектами будут привлекаться фрилансеры, которые по определению не так зависят от иерархии компании и отдельных руководителей.

Представители молодых поколений больше не хотят «отбывать срок» на низких должностях в ожидании повышения. Недавний опрос компаний CBRE и Genesis «Вперед в 2030. Будущее работы и рабочего места» показал, что 35% выпускников вузов в Азии сегодня полагают, что овладеют навыками руководителя всего за 18 месяцев, а их боссы более старшего возраста считают, что на это уйдет по крайней мере пять лет.

Многие годы табличка с именем на двери кабинета была важным показателем успеха. Но число удаленных работников увеличивается, проектные команды взаимодействуют виртуально, и многие компании сокращают офисные площади. В частности, компании, занятые творческой работой, создают коворкинги за пределами территории или переоборудуют лишние площади под рабочее пространство клубного типа, где арендаторы поддерживают дружелюбную атмосферу. Мало смысла сидеть в головном офисе, если весь бизнес работает в другом месте либо в другой части мира.

Руководительница библиотеки Московской школы управления «Сколково»