О карьерной эвтаназии, или Почему нужно увольняться, несмотря на кризис

Нужно уметь выходить из зоны комфорта, чтобы потом вас эта зона комфорта не убила
Алена Владимирская, руководитель агентства Pruffi

Наверное, этого термина еще нет в природе. Наверное, я придумала его сама, пообщавшись за годы работы с сотнями не очень счастливых бывших топов. Но я уверена: с нелюбимой, но «золотой» работы нужно уметь увольняться. Нужно уметь выходить из зоны комфорта, чтобы просто потом вас эта зона комфорта не убила. Нужно уметь делать себе карьерную эвтаназию.

Хватит обманывать себя. Хватит себя жалеть. Хватит трусить и списывать свое малодушие на кризис. Если вы не сделаете это сами, вас обязательно убьют другие. Причем очень больно и зло.

Начну с примера. Типичный «сбитый летчик» выглядит так: в прошлом два-три не очень успешных проекта, где занимал топовую должность. От 40 до 47 лет. Суммарный прошлый доход в месяц около 1 млн руб. (в Москве). Он безуспешно ищет работу уже больше девяти месяцев, периодически подвизаясь на короткие мутные проекты. На собеседовании винит всех: своих бывших коллег, акционеров, кризисы, страну - в том, что не работает, только не себя.

Когда начинаешь говорить о прошлом опыте, понимаешь, что произошло. Последние пять-семь лет не любил свою работу. Она была глубоко не интересна как работа. Были интересны деньги, власть и личные возможности (машины, поездки, походы во властные кабинеты). Он смело играл в карьерные корпоративные игры, подъедая растущих конкурентов и не давая никакой альтернативы себе любимому. Потом что-то изменилось: акционеры, генеральный директор, еще что-то. Пришла новая метла, новый взгляд. А он, такой забронзовелый и усталый, вдруг оказался не в обойме. На переломе его обошли те, кто моложе, злее, голоднее и кто еще преуспевает.

Какое-то время он сопротивлялся внутри. Но основные аргументы были из серии: «ничего из того, что они говорят, не получится. Это уже пробовали либо мы, либо наши конкуренты, и все провалилось». Акционеры слушали и злились. И однажды слили.

Второй раз сценарий повторился, только шел еще быстрее, уже не пять-семь лет до увольнения, а год-три. И снова свободный на рынке. И третий раз все закончилось за полгода. И рынок приклеил ярлык: сбитый летчик-неудачник. А далее вдруг выясняется, что: репутация плохая, стоит дорого, по сути не понятно, что может, устал и уже знания неактуальны - ставят на более молодых. Итог: депрессии, алкоголизм, злоба, разводы и странные нелюбимые проекты.

А все потому, что уходить надо вовремя. Делая карьерную эвтаназию себе. Ради своего же будущего.

Итак, несколько симптомов, что вам пора:

- вы любите уже не работу, а свою позицию (власть, деньги, возможности);

- вам неинтересно новое – вы просто не верите, что изменения возможны: «Я уже пробовал это, ничего не получится»;

- вы сидите в одной должности более семи лет;

- вы сидите в одной компании (даже меняя должности) более 12 лет.

Если хотя бы два из этих симптомов у вас есть, пора готовиться к уходу самому, пока не съели.

Куда уходить?

Очевидно, что в иную отрасль. Синдром "я все уже пробовал и знаю, что не получится" не даст вам нового рывка в той отрасли, где вы уже давно работаете.

Как выбирать новую отрасль?

Для этого есть специальные курсы профориентации для топ- и миддл-менеджеров. Не суть, у меня либо у другого консультанта, но нужно понять: а какие ваши знания и навыки ценны в том мире, где вы будете нужны.

Если же вы сейчас не готовы к специализированным персональным курсам, несколько общих советов:

– делайте ставку на отрасли будущего, при этом ориентируясь и на ваше прошлое – симбиоз ваших знаний и умений, которые необходимы в новых быстроразвивающихся отраслях, даст вам возможность сделать головокружительную карьеру. Там ниша. Там пока нет профессиональных кадров. Там не хватает навыков, умений, опыта, связей. И это все вы можете новой отрасли дать. А отрасль новая даст вам ощущение нужности и новый личный рывок;

- смотрите туда, куда еще не пошли огромные деньги, но куда они обязательно придут. Признак таких отраслей один: они про нас, людей, про наше будущее. Это медицина будущего, модифицированное сельское хозяйство (это прямо хит следующего года), робототехника, большие данные, новые энергоносители, космос и новая среда.

Как уходить?

Плавно! Оценить свои навыки. Оценить, в каких из этих отраслей они будут наиболее полезны. Оценить потенциал отрасли. Найти людей, уже работающих там, и очень пристально с ними поговорить, посоветоваться и о позициях, и о вероятности перехода, и о возможности.

Переходить не столько через существующие вакансии, сколько самому создавать себе карьерные возможности, говоря со множеством экспертов выбранных отраслей будущего и «продавая» свои конкурентные преимущества и возможности этим новым отраслям.

Помните, Алиса говорила: чтобы оставаться на месте, надо очень быстро бежать? Это первейшее правило карьерного роста топов. Раз в десять лет делайте профессиональную эвтаназию, и тогда у вас есть шанс оставаться на плаву, иначе вы рано или поздно окажетесь сбитым летчиком в кабинете дешевого психоаналитика. Удачи!