Крупнейший российский прокатчик собрал больше половины кассы отечественного кино

Принадлежащая «Газпром-медиа» «Централ партнершип» за год увеличила свою долю почти вдвое
Из топ-10 самых кассовых фильмов прошлого года 6 пришлись на ЦПШ (на фото кадр из фильма «Холоп») /Централ Партнершип

Сборы фильмов, выпущенных в прокат компанией «Централ партнершип» (ЦПШ) в 2019 г., выросли на четверть до 8,4 млрд руб., следует из данных журнала «Бюллетень кинопрокатчика». Весь кинорынок рос медленнее – на 10% до 55,5 млрд руб. Получается, что на ЦПШ пришлось 15,1% всей кинокассы. По этому показателю компания стала вторым по величине игроком, уступив совместному предприятию студий Disney и Sony Pictures – WDSSPR. Правда, теперь партнеры будут порознь прокатывать свои картины.

ЦПШ входит в «Газпром-медиа». В прошлом году у нее вдвое вырос портфель отечественных картин – до 24 проектов, уточнил представитель компании, в результате сборы российских фильмов выросли на треть и превысили 6 млрд руб. Также ЦПШ занимается прокатом в России фильмов американской студии Paramount и других иностранных производителей.

Сейчас ЦПШ контролирует 58% кассы отечественного кино, при том что в 2018 г. эта доля составляла 32%, указывает представитель компании. По оценке «Бюллетеня кинопрокатчика», доля компании несколько меньше, но все же и из данных журнала выходит, что в 2019 г. больше половины кассы отечественного кино прошло через ЦПШ.

Как и другие прокатчики, ЦПШ работает как посредник между создателями фильма и кинотеатрами – договаривается о числе сеансов и расписании, доставляет копию картины в кинотеатр, занимается продвижением фильма и т. д. За это прокатчики получают комиссию от собранной кассы.

Самые кассовые российские фильмы, прокатанные в 2019 г. ЦПШ, – комедия «Холоп» от Yellow, Black & White с партнерами (2,7 млрд руб.), военная драма «Т-34» от Mars Media с партнерами (2,3 млрд руб.) и комедия «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел 2» от Legio Felix (1,1 млрд руб.). Из 10 самых кассовых отечественных проектов прошлого года сразу шесть, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», приходятся на это подразделение «Газпром-медиа».

Одна из причин такого роста российского пакета у ЦПШ в том, что компания в последние два года является не только дистрибутором фильмов, но и инвестором, объясняет гендиректор компании Вадим Верещагин: «Мы предоставляем проектам финансирование на этапе производства, когда продюсерам критично важно собрать необходимый бюджет. Это позволяет нам получать самые интересные проекты и как прокатчикам». Часть проектов ЦПШ финансирует совместно со своей управляющей компанией – группой ГПМ КИТ. Не все инвестиции были удачными, признает Верещагин, но примеров неокупившихся проектов не приводит.

Также ЦПШ в последние годы усилила команду, которая занимается продвижением российского кино, указывает Верещагин: «Так получилось, что наши иностранные партнеры выпускают меньше крупных проектов, так что освободившиеся ресурсы мы направили на отечественное кино».

Продюсер фильма «Серебряные коньки» Петр Ануров подтвердил «Ведомостям», что «Студия «Тритэ» Никиты Михалкова» и ЦПШ стали первыми соинвесторами этого проекта: «Мы договорились о вложениях еще до начала производства и до получения поддержки от государственного Фонда кино. Для нас это было критически важно, так как к моменту выделения денег Фондом кино съемочный период подходил к концу и большая часть средств была проинвестирована». «Серебряные коньки» выйдут в кинотеатрах в начале декабря этого года, их прокатчик – ЦПШ.

ЦПШ входит в список так называемых лидеров Фонда кино и ее проекты имеют приоритетное право на получение финансирования из бюджета, в том числе безвозмездного, обращает внимание другой продюсер: «И если другие лидеры, как правило, получают деньги от Фонда кино только на собственные проекты, т. е. изначально разработанные ими проекты, то у ЦПШ нет собственной разработки и компания может выбрать на рынке лучшие чужие проекты, взять их под крыло и представить фонду для получения финансирования». Таким образом, у ЦПШ есть доступ не только к собственным средствам и деньгам той же «Газпром-медиа», но и к безвозвратным бюджетным средствам.