Главным источником доходов онлайн-кинотеатров впервые стала подписка

Это помогло им увеличить общую выручку в 1,5 раза до 17,1 млрд рублей
В прошлом году зрителей России, заплативших за сериалы и фильмы, стало в полтора раза больше, чем годом ранее /YANNIS PAPANASTASOPOULO / UNSPLASH

Российский рынок онлайн-кинотеатров по итогам 2019 г. ускорил свой рост: совокупная выручка его участников увеличилась на 50% до 17,1 млрд руб., следует из данных рейтинга исследовательской компании «ТМТ консалтинг». Годом ранее этот показатель составил 48%, а весь рынок – 11,4 млрд руб. Это данные по РСБУ, без учета НДС.

Онлайн-кинотеатры зарабатывают на рекламе и платежах пользователей. Последние, в свою очередь, делятся на подписку и разовую покупку или аренду фильмов. В России основную выручку видеосервисы долгие годы получали от рекламы. Но с 2017 г. платежи в общей выручке впервые превысили поступления от рекламы, и с тех пор их доля только растет.

В 2019 г. за сериалы и фильмы в России хотя бы один раз заплатили 5,6 млн человек, подсчитал «ТМТ консалтинг», это в 1,5 раза больше, чем годом ранее. И если доходы онлайн-кинотеатров от рекламы выросли лишь на 13% (до 4,2 млрд руб.), то платежи за контент – на 68% до 12,9 млрд руб. И основную часть этой суммы принесли не разовые платежи за отдельные фильмы или сериалы, а подписка. Благодаря ей видеосервисы получили в 2019 г. 10,2 млрд руб. (плюс 68% к 2018 г.). Подписка впервые стала основным источником доходов онлайн-кинотеатров, на нее пришлось 59% рынка, отмечают аналитики «ТМТ консалтинга».

Такой же показатель по доле доходов от подписки у Okko (входит в Rambler Group), сообщила «Ведомостям» управляющий директор одноименной экосистемы Яна Бардинцева. Подписка в прошлом году принесла Megogo около половины доходов, говорит гендиректор этого сервиса Виктор Чеканов. Бизнес Amediateka изначально был построен на подписке, напоминает его гендиректор Татьяна Калита, и сейчас подписка продолжает приносить сервису около 99% выручки. Tvzavr, напротив, продолжает делать ставку на рекламную модель, которая приносит около 90% доходов, говорит представитель компании. Крупнейший онлайн-кинотеатр в России Ivi отказался раскрыть данные по подписке.

Лидером по росту доходов в 2019 г. стал Okko, следует из данных «ТМТ консалтинга», его выручка увеличилась на 96%, у Ivi – на 46%. По МСФО Ivi показал более существенный рост выручки – 55% до 6,1 млрд руб., настаивает представитель онлайн-кинотеатра.

Нарастить базу подписчиков и увеличить выручку Okko в значительной степени помог новый совладелец Rambler Group – Сбербанк (стал владельцем 46,5% холдинга в августе 2019 г.), считает аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова и подтверждает Бардинцева: «Важным фактором роста Okko стала интеграция сервиса в экосистему Сбербанка». Клиентам банка, по ее словам, теперь доступны специальные предложения. В частности, Сбербанк предлагал клиентам бесплатно подписаться на Okko на определенный период, рассказывали «Ведомостям» клиенты банка.

Рынок онлайн-кинотеатров продолжает быстро расти благодаря тому, что аудитория продолжает перетекать из пиратской среды в легальную, а в библиотеках крупнейших игроков – Ivi, Okko и Megogo – появился спортивный контент, а также контент собственного производства, считают аналитики «ТМТ консалтинга» и топ-менеджеры самих сервисов. Также они указывают на активизацию на этом рынке крупных медиахолдингов. К примеру, принадлежащий «Газпром-медиа» видеосервис Premier может в ближайшие год-два войти в топ-5 игроков на этом рынке, полагает Крылова.

В 2020 г. рынок онлайн-кинотеатров вырастет на 40% до 24 млрд руб., а к 2024 г. – до 53 млрд руб., прогнозируют аналитики «ТМТ консалтинга». Топ-менеджеры онлайн-кинотеатров с таким прогнозом в целом согласны. И расти рынок будет опять же в первую очередь благодаря подписке, считают они.