В Китае «Царевны» пришлись ко двору

Выйти в лидеры российскому мультсериалу для девочек помог китайский мальчик
Кадр из мультсериала «Царевны» /Кинокомпания CTB

Мультсериал «Царевны» телеканала СТС и кинокомпании СТВ вошел в первую пятерку анимации для девочек на китайском рынке, сообщили «Ведомостям» в «СТС медиа». Кинодистрибутор Beijing Joy Culture Media (BJCM), контракт с которым канал заключил в мае, продал права на онлайн-показ «Царевен» на цифровых платформах телекоммуникационному гиганту Tencent (один из крупнейших в Китае интернет-провайдеров, владеет мессенджерами QQ и WeChat, акционер Mail.ru Group). 25 сентября показ сериала стартовал на 13 видеоресурсах, включая сервисы Tencent Video, IQIYI, Xiaomi и др.

По данным видеоплатформы Tencent, за первые три недели мультфильм набрал суммарно более 20 млн показов и занял четвертую строчку в категории «Китайские и зарубежные мультфильмы для девочек». В категории «Иностранные мультфильмы» «Царевны» сейчас на первом месте. Среднее количество просмотров в день составило 1,4 млн. В BJCM, по словам его гендиректора Ли Янь, ожидают, что в ближайшее время «Маленькие царевны» (название китайской версии сериала) войдут в первую тройку мультфильмов для девочек.

Монетизация «Царевен» по всем видам прав, включая ТВ-каналы, интернет-платформы, мобильные игры и мерчандайзинг, может в течение пяти лет принести до $5 млн выручки на территории Китая, рассказал источник, близкий к «СТС медиа». «Старт мультсериала «Царевны» на платформах в Китае – первый шаг в развитии проекта в этой стране, мы планируем построить франшизу на детские товары, которая будет монетизироваться не менее 10 лет», – говорит директор департамента анимации «СТС медиа» Ксения Гордиенко.

Скромным показателем даже для российского сегмента видеосервиса YouTube называет 1,4 млн просмотров в день управляющий директор группы компаний «Рики» («Фиксики», «Смешарики», «Малышарики», «Тим и Том») Марк Завадский. Удержать лидерство в миллиардном Китае можно, если количество ежедневных просмотров больше на порядок – свыше 10 млн, считает он. По его словам, совокупное количество просмотров «Фиксиков» на китайских онлайн-платформах за пять лет составило около 13 млрд. Первые 13 серий «Тима и Тома» в период премьеры на видеохостинге YouKu (входит в тройку крупнейших в Китае) в ноябре 2018 г. собрали рекордные для российской продукции 12 млн просмотров в сутки, в феврале 2019 г. сериал преодолел отметку в 2 млрд просмотров. Гордиенко отвечает, что сравнивать аудиторию мультфильмов некорректно: «Царевен» в Китае смотрят в основном девочки (в отличие от «Фиксиков» и «Тима и Тома»), что заметно сужает охват.

Тому, что «Царевнам» удалось закрепиться в китайском топ-5 в своей аудиторной категории, способствовало появление среди персонажей истории о юных волшебницах, учащихся в школе магии, героя-мальчика по имени Ли Ван. Локализация персонажей с поправкой на национальные особенности конкретной страны – один из распространенных продюсерских приемов, соглашается председатель правления студии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева. Например, группа «Рики» еще в 2013 г. ввела в мультсериал «Смешарики. Новые приключения» панду Степаниду. По словам Слащевой, одна из крупнейших азиатских компаний также предлагала и «Союзмультфильму» сделать анимацию для китайской аудитории, интегрировав панду в одну из популярных франшиз «золотой коллекции».

В последние годы количество совместных проектов китайских производителей с российскими анимационными студиями заметно растет, отмечает руководитель направления экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра Евгения Данильченко. Это логично, учитывая, что, согласно официальной статистике за 2020 г., сейчас в Китае живет более 250 млн детей моложе 15 лет, указывает она. При этом «иностранцам» бывает сложно пробиться в топы локальных хит-парадов, поскольку в Китае активно работают механизмы господдержки собственного контента, говорит Завадский из «Рики».

Этим летом группа «Рики» продала компании Tencent Video интернет-права на 52 эпизода «Фиксиков», производство которых запланировано на 2020–2022 гг., и права на костюмированное шоу «Фиксилаб». Сделка оценивалась более чем в 100 млн руб. Китайский рынок интересен и компании «Анимаккорд», выпускающей отечественный мультхит «Маша и Медведь». В январе 2020 г. в канун китайского Нового года мультфильм запустили на популярной китайской медиаплатформе Xigua Video. Права на сериал были проданы телекомпании CCTV, владеющей детским каналом CCTV-14.