МТС с партнером построит рядом с ВДНХ музей за 1 млрд рублей

Компания надеется окупить инвестиции за три года
Зал «Зарождение»/ МТС Live

«Дочка» МТС – «МТС энтертейнмент» (работает под брендом «МТС Live») инвестирует в строительство музея рядом с ВДНХ, рассказала «Ведомостям» руководитель отдела промоутерства и продюсирования сервиса Янина Татарицкая. Проект «Музей Света» планируется реализовать вместе с партнером – студией дизайна и мультимедиа Sila Sveta, которая является идеологом и креативным продюсером проекта.

Финансирование проекта и функцию генпродюсера возьмет на себя «МТС энтертейнмент», уточнила Татарицкая, не раскрыв точный объем инвестиций. В проект будет инвестировано более 1 млрд руб., говорит собеседник «Ведомостей», знакомый с деталями реализации проекта.

«МТС энтертейнмент» объединяет проекты и активы МТС в сфере офлайн-развлечений. В ее состав входят билетный сервис «МТС Live», приложение «МТС Live App», направление по организации концертных и театральных выступлений, продюсирование мероприятий. Также компания инвестирует в создание контента. Первым таким проектом стал мюзикл «Шахматы», премьера которого состоялась в 2020 г., а в 2022 г. компания стала инвестором и сопродюсером оригинального российского мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» по мотивам песен группы «Секрет». Выручка «МТС энтертейнмент» в 2022 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 318,3 млн руб., чистый убыток – 145 млн руб.

Компания уже управляет тремя концертными площадками – «МТС Live холл» в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске, но музейная станет для компании первой, уточнила Татарицкая. «Музей Света» разместится в многофункциональном комплексе «Солнце Москвы», который расположен рядом с одноименным колесом обозрения на прилегающей к ВДНХ территории (возле южного входа).

Развлечения за госсчет

В 2022 г. рынок афишных зрелищных мероприятий составил около 202 млрд руб., из которых на коммерческую деятельность (продажа билетов, внебюджетное финансирование) пришлось около 70 млрд руб., а бюджетное финансирование составило около 132 млрд руб., следует из данных InterMedia. Доходы (коммерческая деятельность, субсидии) музеев федерального, регионального и муниципального уровней подчиненности в прошлом году составили 110,7 млрд руб., независимых – 7,8 млрд руб.

Общая площадь музея составит 4000 кв. м, сейчас идет реконструкция, открытие запланировано в конце 2023 г. – начале 2024 г., уточнила Татарицкая. По ее словам, постоянная иммерсивная экспозиция, состоящая из семи тематических залов, посвященных освоению света человеком, займет 1500 кв. м. Еще 600 кв. м будет отведено для временных экспозиций современного мультимедийного искусства, под лекторий, детскую лабораторию для оптических опытов. Оставшуюся часть займут общественные зоны – лаунджи, магазин с сувенирной продукцией музея и т. д.

Инвестиции в проект планируется окупить в течение трех лет, это консервативный сценарий, прогнозирует Татарицкая. Ожидается, что основной доход, как говорит она, будет приносить продажа билетов, часть доходов – рекламные, партнерские и спонсорские интеграции.

Нижняя планка инвестиций для реализации такого проекта составляет не менее 500 млн руб., оценивает директор департамента рынков капитала консалтинговой компании Nikoliers Денис Платов. По опыту релевантных проектов и с учетом заявленных характеристик пространства реконструкция здания нового московского музея обойдется не менее чем в 1 млрд руб., считает, в свою очередь, партнер консалтинговой компании «Ricci | Консалтинг и оценка» Яна Кузина.

При оценке инвестиций в реконструкцию необходимо учитывать несколько факторов, добавляет региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. По ее словам, в зависимости от отделки затраты на проект могут составить 180–400 млн руб. Если музей будет включать в себя большой объем интерактивных элементов, это может дополнительно увеличить объем инвестиций, считает эксперт.

Но, по словам Хакбердиевой, как правило, в таких случаях часто привлекаются спонсоры, которые могут помочь в финансировании проекта. В данном случае это могут быть компании, связанные с электричеством, производством электроэнергии или оборудования для освещения, резюмировала эксперт.

Сроки окупаемости, по словам главного редактора информагентства в сфере культуры и развлечений InterMedia Евгения Сафронова, сейчас сложно спрогнозировать, поскольку они зависят от ряда факторов. Один из главных, как считает он, это особенности площадки: публика на ВДНХ небогатая, соответственно, цена билета не должна быть выше 400–700 руб. «Чтобы окупить столь значительные расходы, нужно на постоянной основе привлекать публику. Под это понадобится рекламная кампания, возможно, event-маркетинг с участием звезд, что потребует дополнительных расходов», – резюмировал эксперт.