На онлайн-образование во II квартале упал спрос

Среди причин – снижение платежеспособности населения и уход иностранных заказчиков из России
Анна Майорова / URA.RU / ТАСС

Совокупная выручка топ-100 edtech-компаний в апреле – июне 2023 г. сократилась к январю – марту на 4,5% до 25,3 млрд руб., следует из данных исследовательского агентства Smart Ranking. Это произошло впервые с 2019 г., если не учитывать II квартал 2022 г., когда фиксировалось общее снижение экономической активности в стране, отмечает гендиректор Smart Ranking Дарья Рыжкова. Ранее рынок во II квартале рос: в 2020 и 2021 гг. – примерно на 29%, отмечают в агентстве.

В 2023 г. во II квартале, по оценке Smart Ranking, упали к I кварталу практически все сегменты: сегмент бизнес-образования снизился за аналогичный период на 16,7% до 2,5 млрд руб., сегмент дополнительного профессионального образования (ДПО) – на 6,4% до 8,9 млрд руб., детского образования – на 5,6% до 8,1 млрд руб. Сегмент иностранных языков показал рост в рамках погрешности – на 0,4% до 1,79 млрд руб., указано в исследовании.

Выручка лидера edtech-рынка ГК Skyeng (включает в себя онлайн-школы Skyeng, Skysmart и Skypro) во II квартале сократилась к первому на 16,7% до 2,8 млрд руб., следует из данных Smart Ranking. А у Skillbox Holding Limited (контролируется VK, в него входят онлайн-школы Skillbox, Geekbrains, Skillfactory, Mentorama и Lerna), который занимает вторую строчку рейтинга, – на 18,3% до 2,4 млрд руб.

В 2022 г. годовые темпы роста edtech-рынка упали. Но суммарная выручка топ-100 edtech-компаний, по данным Smart Ranking, в России в прошлом году увеличилась на 17,95% до 87 млрд руб. В 2021 г. рост рынка edtech составил 70%.

Во II квартале 2023 г. выручка от B2B-направления в Skillbox Holding выросла на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, заявил «Ведомостям» основатель, генеральный директор образовательной платформы Skillbox Дмитрий Крутов (динамикц выручки к I уварталу 2023 г. он не привел). «Также мы наблюдаем прирост во втором квартале у отдельных направлений в холдинге год к году: на четверть выросли «Дизайн» и «Маркетинг», почти в 6 раз – направление высшего онлайн-образования, добавил он.

Представитель VK заявил лишь, что по выручке и количеству пользователей edtech-сервисы VK продолжают лидировать на рынке образовательных технологий в России, но не привел данных.

Снижение спроса на онлайн-курсы подтверждают управляющий партнер бизнес-академии WakeUp Ольга Андерсен и гендиректор онлайн-школы «Нетология» Марианна Снигирева. По словам Снигиревой и руководителя edtech-кластера фонда «Сколково» Натальи Царевской-Дякиной, основная причина такой динамики – снижение платежеспособности населения.

То, что сегмент бизнес-образования показал самое большое падение, закономерно, продолжает Царевская-Дякина: «Его игроки предлагают самые дорогие курсы на рынке, но платить за них людям стало сложнее». Кроме того, в сегменте сократился объем корпоративных бюджетов, отмечает аналитик Smart Ranking Маргарита Арановская. Часть российских компаний в связи с общей экономической ситуацией в стране урезали свои расходы на онлайн-курсы по бизнесу для сотрудников, говорит она: «А многие иностранные компании, у которых обучение являлось составляющей мотивационного пакета сотрудника, ушли из России».

Для сегмента ДПО важным фактором снижения спроса стала и излишняя маркетинговая активность его участников: объем рекламы курсов в последний год вырос слишком сильно и она начала вызывать у аудитории отторжение, считает Снигирева. Другие факторы – рост стоимости привлечения клиентов и закредитованности населения, отмечает исполнительный директор ГК Skyeng Рустам Айнетдинов.

Сокращение сегмента детского образования Айнетдинов и гендиректор онлайн-школы Maximum Education Михаил Мягков объясняют сезонностью. «В мае – июне уже чувствуется спад покупательной активности из-за периода экзаменов и каникул», – пояснил Мягков.

Но в 2023 г. рынок покажет рост на 20%, считают Рыжкова и Царевская-Дякина. Спрос будут формировать курсы по новейшим цифровым профессиям, например по искусственному интеллекту, отмечает Царевская-Дякина. Кроме того, драйвером рынка выступит сегмент детского образования, добавляет она. Аналогичного мнения придерживается и Мягков. По его оценке, темпы роста сегмента будут выше рынка и составят 25%. «В условиях нестабильности родителям хочется заложить фундамент для будущего своих детей», – резюмировал он.