Ежемесячный доход блогеров вырос более чем на 27%

В I квартале 2023 г. ежемесячные доходы российских блогеров выросли более чем на 27% относительного того же периода в 2022 г. и на 30% относительно 2021 г., подсчитали аналитики сервиса для автоматизации работы с фрилансерами и блогерами Solar Staff по запросу РБК.

В январе – марте этого года в среднем блогеры-физлица (до 95% от всех русскоязычных инфлюенсеров) зарабатывали 15 800 руб. Доходы блогеров, зарегистрированных как самозанятые, также показали рост — на 35% (до 57 100 руб.) по сравнению с 2022 г. и более чем в два раза по сравнению с 2021 г. Максимального значения за последние три года их средний доход достиг в марте — 64 600 руб.

Блогеры, работающие как индивидуальные предприниматели, оказались единственной группой, в которой было зафиксировано снижение доходов. За первые три месяца 2023 г. их заработок сократился на 24% относительного того же периода 2022 г. и на 49% относительно 2021 г. В Solar Staff отметили, что такие инфлюенсеры зарабатывают на порядок больше, чем физлица и самозанятые, — в среднем 206 700 руб. в месяц. Но и доля таких блогеров составляет всего 0,5-1%, уточнили аналитики.

Рост доходов самозанятых лидеров мнений и блогеров-физлиц в Solar Staff объясняют перераспределением бюджетов российских компаний на рекламу после ухода зарубежных брендов. Если раньше деньги тратились на контекстную и таргетированную рекламу, то теперь средства идут на продвижение у блогеров.

Снижение доходов индивидуальных предпринимателей в блогерской сфере связано с релокацией инфлюенсеров. По словам аналитиков, многие из них закрыли свои ИП в России и переехали в другие страны, чтобы «не потерять возможность работать с зарубежными заказчиками».

По данным Ассоциации блогеров и агентств (АБА), в 2022 г. совокупные рекламные доходы топ-10 российских видеоблогеров на YouTube снизились на 12,45% (или на 155,9 млн руб.), почти до 1,1 млрд руб. Наибольшее падение было зафиксировано у Иды Галич (на 52,4%), Ильи Варламова (признан иноагентом в РФ; на 31,6%) и Алексея Пивоварова (признан иноагентом; на 25,7%).

Позже АБА сообщила о падении на 80% доходов от рекламы по итогам прошлого года у Моргенштерна (признан иноагентом в РФ) — до 24,9 млн руб. Отмечалось, что заработок сократился еще у трех блогеров-иноагентов: у телеведущей Татьяны Лазаревой (на 58% до 500 000 руб.), публициста Евгения Понасенкова (на 58% до 1,7 млн руб.) и политолога Екатерины Шульман (на 28,5% до 9 млн руб.).