Что делать с дорожными фондами?


Стоило председателю правительства Владимиру Путину сделать заявление о том, что в бюджете-2000 правительство предлагает сократить ставку налога на пользователей автомобильных дорог (к слову сказать давняя позиция "Яблока"), как в рядах думских лоббистов дорожных фондов наметилось обеспокоенное шевеление.

Бюджетные баталии в Госдуме еще не начались, но депутатамикондотьерами уже брошен клич защитить одну из "черных дыр" российской экономики. И, в общем, нет сомнений, что эта спаянная единым интересом думская фаланга получит поддержку в Совете Федерации со стороны губернаторов. Известно, что сердцу наших губернаторов дорожные фонды весьма любезны.

Что же такое дорожные фонды сегодня? Федеральный дорожный фонд формируется из налога на реализацию горюче-смазочных материалов (25% от выручки без НДС), акциза с продажи легковых машин в личное пользование граждан и налога на пользователей автомобильных дорог (0,5% с выручки). Территориальные дорожные фонды формируются из налога на пользователей автомобильных дорог (2%), налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств (20% стоимости без НДС и акцизов).

В 1999 г. ожидаемое исполнение бюджета по дорожным фондам - 100 - 110 млрд руб. (из них федеральный дорожный фонд около 30 млрд). Таким образом, доходы консолидированного дорожного фонда за 1999 г. должны составить почти четверть от доходов федерального бюджета.

Самыми мощными источниками дорожных фондов (и самыми депрессивными с точки зрения воздействия на экономику) являются налог на пользователей автомобильных дорог (2,5% с выручки на каждой стадии производственной цепочки!)и налог на ГСМ (фактически на 25% увеличивающий стоимость всех ГСМ).

Ладно бы, если бы идея была благой, а то ведь она порочна: не средства направляются в фонды в соответствии с программами строительства и ремонта дорог, а программы разрабатываются под автоматически "сваливающиеся" в дорожные фонды деньги. И ни для кого не является секретом, что средства дорожных фондов, если говорить мягко, "используются неэффективно".

Хватит кормить бюрократию деньгами, контроль за использованием которых затруднен! Почему российские предприятия должны год за годом, словно Буратино в Стране Дураков, зарывать свои деньги в землю, откуда их немедленно откапывают жадные коты базилио? Предприятия должны вкладывать деньги в развитие производства, в создание рабочих мест. Вот где находится источник экономического роста, а не в строительстве втридорога разваливающихся через год автодорог! Поэтому, с точки зрения "Яблока", мысль о сокращении в бюджете-2000 ставки налога на пользователей автодорог - правильная. При этом снижение налога на 1% (как более жесткий вариант - на 1,5%)следует рассматривать только как первый шаг. В бюджете-2001 должно быть предусмотрено его дальнейшее сокращение (до 0,5%)либо полная ликвидация.