ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Воспаление не из легких


Госпитализация президента Российской Федерации после недолгого пребывания его в Горках-9 еще раз продемонстрировала, насколько развитие политической ситуации в стране зависит от состояния здоровья одного-единственного человека. Или все-таки уже не зависит?

Если предполагаемый врачами диагноз – пневмония – подтвердится, российской политической элите придется жить в состоянии тревоги несколько недель, пока медики не сообщат, что угроза жизни президента миновала. Потому что для пациента, перенесшего тяжелейшую операцию аортокоронарного шунтирования, именно пневмония является главным врагом. При всем оптимизме, проявляемом Кремлем по поводу состояния здоровья Ельцина, понятно, в какой тревоге находятся сегодня ближайшие сотрудники президента. Ведь получается, что ситуация может выйти из-под контроля в любой момент и новый глава государства способен появиться в России отнюдь не по кремлевскому плану. Нечто подобное на днях произошло в Хорватии, где президент Франьо Туджман вот уже несколько лет борется с тяжелейшим недугом: внезапное стремительное ухудшение состояния здоровья главы государства заставило его же соратников в спешном порядке признать первого президента Хорватии временно недееспособным. Но самое жуткое для этих соратников еще впереди: согласно всем социологическим опросам последнего времени вторым президентом Хорватии будет представитель оппозиции.

Окружению Ельцина такое развитие событий может разве что присниться в страшном сне. Вряд ли нужно напоминать, что главной целью кремлевской политики последних лет является почти невозможное – продолжение эпохи Ельцина после следующих президентских выборов. Причем смысл этого продолжения заключается прежде всего в обеспечении гарантий если не процветания и власти, то уж по крайней мере безопасности нынешних обитателей кремлевских кабинетов и близких к ним политиков и бизнесменов. Именно поэтому ближайшие недели могут оказаться решающими в политической судьбе премьера Владимира Путина. До сих пор его роль преемника выглядела чисто теоретической: казалось, что впереди еще достаточно времени, чтобы определиться, насколько именно этот преемник может оправдать президентские надежды и надежды “семьи”, насколько он – и это главное! – безопасен и управляем. Но подозрения на пневмонию между тем показали, что Путин может оказаться исполняющим обязанности президента если не сегодня, так завтра. Окружению президента необходимо определяться, готово ли оно довериться человеку, пользующемуся таким авторитетом у армии и спецслужб. Или все же такое доверие – слишком большой риск?

Опасным, таким образом, может оказаться не само воспаление легких, а последующее “воспаление” в российской политической жизни. Если Кремль испугается набирающего вес премьера, того не спасут ни высокий рейтинг, ни любовь военных, ни реверансы элиты. И в этом случае нового правительственного кризиса не избежать – причем такого кризиса, который может навсегда похоронить саму идею преемственности власти в России.