Каковы будут последствия конфликта в Госдуме?


Здесь могут быть два сценария развития ситуации. Сценарий номер один: Путин лично вмешивается в конфликт, выступает в не свойственной ему роли арбитра и заставляет вернуться к пакетному соглашению, по которому ОВР, "Яблоко", СПС и "Российские регионы" получают соответствующие им руководящие места в парламенте. Тогда конфликт быстро сходит на нет, кто-то будет наказан за неправильно проведенную политическую интригу. При втором варианте Селезнев и новый блок "Единства" и коммунистов упорствуют, заставляя три фракции и одну группу каким-то образом постоянно группироваться и искать решения.

В результате будут маргинализированы не только Явлинский и ОВР, но и СПС. Они будут вынуждены искать какие-то объединяющие идеи, платформы и сценарии. Проблема заключается в том, что все эти объединительные процессы для них очень сложны. Хотя бы потому, что и ОВР, и "Яблоко", и СПС имеют своих кандидатов в президенты. Но такой сценарий будет чреват тем, что он сулит тяжелые избирательные баталии на президентских выборах. И победа Путина будет гораздо сложнее, чем предполагалось.

Игорь Бунин

Я думаю, что последствия будут долгосрочными. В российской парламентской практике возник прецедент создания формальной коалиции парламентского большинства, которая делит между собой все руководящие посты в Госдуме. С этой точки зрения можно говорить о долговременном характере коалиции "Единства" и КПРФ. И как только возникает парламентское большинство, тут же происходит институционализация оппозиции. Путин своим решением, по сути, создал оппозицию, которая в этом своем положении объективно оказывается лишенной руководящих постов в Думе. И с этой точки зрения оппозиция - это тоже надолго. То есть в результате мы получили ту конфигурацию Государственной думы, которая и будет существовать, возможно, в ближайшие четыре года. Но многое, конечно, будет зависеть и от характера вопросов, которые предстоит рассматривать в парламенте. Если "Единство", к примеру, как обещал лидер фракции Грызлов, вынесет на повестку законопроект о частной собственности на землю, то в этом случае я сомневаюсь, что они смогут рассчитывать на поддержку своего партнера по парламентскому большинству.

Вячеслав Никонов

Мне кажется, все это ненадолго, особенно коалиция СПС, "Яблока" и ОВР. Союз Примакова с демократами не будет долговечным, это чисто тактическая конфигурация, возникшая в связи с тем, что все эти группы оказались полностью обделенными при разделе комитетов. СПС, видимо, в основном оскорблен тем, что председателем Госдумы избран Селезнев. А что касается блока проправительственных фракций и коммунистов, то этот вопрос сложнее. Думаю, что в дальнейшем, конечно, могут последовать и перепалки, и ссоры, и продолжится поза критики со стороны КПРФ. Но скорее всего коммунисты все-таки будут поддерживать правительство по ключевым вопросам.

Владимир Прибыловский

Мне кажется, что работа координационного совета СПС, ОВР и "Яблока" - это шантаж по отношению к думскому большинству с целью показать, что если вы не будете считаться с нами, то мы, обладая значительным количеством ньюсмейкеров, популярных для СМИ фигур, будем всячески понижать ваш статус.

Большинству из тех отказников, которые ушли, особенно ярким политикам, нужно все-таки иметь определенную площадку в рамках работы Госдумы, комитет или комиссию.

Если они останутся без них, то окажутся и без соответствующих плюсов. В связи с этим отказники попытаются как можно быстрее и жестче провести PR-кампанию этого шантажа с целью "вернуться" в Думу. Удастся или нет - сказать сложно. Конечно, может возникнуть испуг от того, что такие известные политики оказались как бы вне Думы. Но, с другой стороны, никаких явных плюсов для исполнительной власти в сотрудничестве с этими фигурами не видно.

Алексей Чеснаков

Мне кажется, что коалиция большинства была создана под решение тактических задач распределения властных ресурсов. Понятно, что там нет никакого идеологического единства. В этом смысле коалиция меньшинства потенциально более сплоченная.

Я думаю, что в коалиции большинства произойдет раскол, как только дойдет до голосования по конкретным законопроектам. Здесь гораздо печальнее симптомы, которые проявились.

Потому что общее убеждение депутатов, что демократия - это диктатура большинства, является симптомом либо охлократии, либо диктатуры.

Георгий Сатаров