Делай, как я


ПЕКИН - Пока именитые инвесторы вроде корпораций Softbank и Dell Computer только приглядывались к китайскому рынку интернет-услуг, бостонская International Data Group (IDG) уже успела инвестировать $100 млн в местные интернет-услуги и компании сектора высоких технологий.

Начав в 1996 г., когда число пользователей Интернета Китае измерялось лишь несколькими тысячами, IDG продолжала инвестировать, невзирая на введенный позже запрет на присутствие иностранных инвесторов и разночтения в законодательстве, отпугивающие многих других. История работы IDG на китайском рынке повторяет историю развития китайского Интернета.

По мнению IDG, распространение интернет-услуг способствует развитию в Китае собственных высокотехнологичных компаний. До недавних пор китайским компаниям не хватало активности в технических разработках и капиталовложений, в результате чего они плелись позади зарубежных фирм в таких областях, как разработка программного обеспечения и производство персональных компьютеров. Развитие же Интернета позволяет использовать такое преимущество, как знание особенностей местного рынка, что мгновенно ставит китайские компании в более выгодное положение по сравнению с зарубежными фирмами. Чжу Цюань, управляющий директор подразделения венчурного капитала IDG в Китае, говорит: "Интернет для китайцев - это дар свыше, шанс добиться успеха".

По составу китайского портфеля IDG можно судить о том, какие из областей более выгодны с точки зрения инвестиций. Компания практически не вкладывает средств в порталы, предпочитая инвестировать в электронную коммерцию, развитие которой требует более профессиональной подготовки. Сегодня объем интернет-продаж в Китае уже в несколько раз превышает объем рынка сетевой рекламы, за счет которой живут порталы. К тому же у "электронных коммерсантов" огромное преимущество перед компаниями традиционной розничной торговли, создававшейся по рецептам административно-командной экономики.

Среди первых китайских компаний, в которые инвестировала IDG, была компания 8848.net, лидирующая сегодня по объему сетевых продаж программного обеспечения, компьютеров и книг. Тогда же были вложены средства в компанию wisenet.com, которая через свой сайт wisenet.com.cn распространяет химикаты и трансляционное оборудование. Обе компании планируют в этом году внести свои акции в листинг зарубежных фондовых бирж.

IDG принадлежит около 20% акций сетевого книжного магазина dangdang.com. Во ремя недавнего посещения этой компании Чжу порекомендовал ее руководителям уделить больше внимания маркетингу - сейчас, когда торговлей книгами через Интернет занимаются десятки компаний, конкуренция в этой области огромна.

"Стоит ли заплатить лишние $20 млн за первое место на рынке? Думаю, да", - говорит Чжу чете основателей dangdang.com. (WSJ)