Нефтяное равновесие


ЦЕНА НА НЕФТЬ В 2000 г.

ОПЕК может увеличить добычу нефти на 500 000–1 млн барр./сут. “Есть вариант – ничего не менять, использовать механизм увеличения добычи на 500 000 барр./сут. или рассмотреть более значительный объем”, — сказал министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Наими в эксклюзивном интервью Petroleum Argus. Механизм автоматической корректировки добычи нефти на 500 000 барр./сут., если цены на корзину нефти ОПЕК выйдут из диапазона $22–28/барр. хотя бы на 20 дней, экспортеры согласовали еще в марте. На прошлой неделе в ОПЕК решили повременить с механическим повышением цен до совещания министров. “Необходимо провести совместные консультации и решить, существуют ли необходимые обоснования для повышения нефтедобычи”, — сказал ан-Наими.

У ОПЕК есть несколько причин проявлять осторожность в вопросе роста добычи. Например, не все страны – члены ОПЕК имеют резервы нефтедобывающих мощностей. Если Саудовская Аравия, за которой обычно остается окончательное слово в вопросе изменения объемов нефтедобычи, может без особых затрат увеличить добычу на 2,5 млн барр./сут., то Иран и Венесуэла практически не способны на существенное увеличение производства.

Кроме того, у всех в памяти осталась неадекватная реакция рынка на известие о росте нефтедобычи, последовавшая за встречей министров в Джакарте в ноябре 1997 г. Изначально целью ОПЕК было лишь сглаживание ценовых колебаний. Но решение совпало по времени с началом азиатского кризиса, и рынок резко пошел вниз – к концу 1998 г. цены на нефть упали до $9/барр. После этого в отрасли еще долго царило ощущение глубокого кризиса.

Наконец, в ОПЕК понимают, что значительное повышение добычи в сочетании с растущими поставками иракской нефти может стать слишком сильным ударом по и без того хрупкому рынку. К концу мая добыча нефти в Ираке выросла до 3,1 млн барр./сут., что отодвинуло Венесуэлу с 3-го места в мире по объему производства, а к концу года Багдад планирует прирастить еще 200 000 барр./сут. Экспорт иракской нефти в прошлом месяце составлял 2,43 млн барр./сут., а к концу года может вырасти до 2,6 млн барр./сут.

В то же время над ОПЕК по-прежнему довлеет ситуация в США, где продолжается бензиновый кризис, выражающийся в повышении цен на горючее. В настоящее время по всей стране отмечается рекордное подорожание бензина. Спрос на бензин на 4% превышает прошлогодний уровень, а его запасы на 10% ниже, чем в июне 1999 г. В марте Вашингтону уже удалось добиться от ОПЕК дополнительных поставок нефти в объеме 1,7 млн барр./сут.

Однако тактика массированного политического давления на ОПЕК не оправдала себя: агрессивный стиль ведения переговоров и звонки министра энергетики США Билла Ричардсона министрам ОПЕК прямо во время венской сессии обернулись резкой критикой со стороны крупнейших нефтепроизводителей.

Члены ОПЕК называют главной причиной бензинового кризиса не сырьевой голод, а новые требования к качеству топлива, введенные в США и странах Евросоюза с 1 января. Именно дефицит реформулированного бензина нового стандарта, а не топлива более низкого качества, привел к росту цен на бензоколонках. А сернистая нефть, за счет которой страны ОПЕК обычно наращивают производство, в этом году вообще не пользуется спросом у переработчиков, предпочитающих сорта с более высоким выходом качественного бензина.

Таким образом, несмотря на существование планов по увеличению нефтедобычи, ОПЕК вряд ли рискнет радикально расширить производство. Это означает, что цены на нефть до конца года вряд ли упадут ниже $20/барр. На прошлой неделе Deutsche Bank прогноз нефтяных цен установил на уровне: на этот год $25,5/барр., а на следующий — до $21/барр.

В связи с этим у России, бюджетные доходы которой на 30% состоят из платежей нефтегазового сектора, пока нет повода для серьезных опасений. С одной стороны, Москва никак не может влиять на решение ОПЕК, так как использует мощности своей экспортной инфраструктуры почти на 100% и лишь пользуется мировыми ценами. В то же время российский бюджет на 2000 г. составлен из расчета цены нефти $18/барр.

И тем не менее России не стоит делать ставки на высокие цены. Долгосрочные проекты Shell рассчитываются исходя из цены нефти $14/барр. “Высокие цены несут в себе зерно саморазрушения, – считает глава компании Марк Муди-Стюарт. – Мы ожидаем, что в долгосрочной перспективе нефть будет стоить $13–15/барр.”.