Аятолла в Интернете


ТЕГЕРАН - В белоснежной чалме, окладистой бородой, Мади Хадави Терани, которым мы встретились в священном для иранцев городе Ком, - воплощение строгого аятоллы-шиита. Вместе тем Хадави, пожалуй, амый современный аятолла: у него целых три адреса электронной почты.

Семь лет назад аятолла Хадави, профессор исламского права и философии, свободно владеющий английским, первым среди коллег стал отвечать в Интернете на вопросы, касающиеся исламской религии.

В Коме, духовной столице Ирана, говорит аятолла Хадави, Интернет становится весьма популярным средством общения, особенно среди представителей исламского духовенства. И это поистине удивительно. Многие правительственные учреждения в Тегеране, в том числе и Центральный банк Ирана, до сих пор не имеют доступа к Интернету.

Со времен исламской революции 1979 г. иранские духовные лидеры отчаянно боролись против любых достижений современного технического прогресса, назвав их "орудиями врага рода человеческого". Впрочем, недавно аятоллы все же признали за иранцами право пользоваться плодами цивилизации. На иранском рынке стали появляться запрещенные до сих пор видеомагнитофоны. Новое правительство реформаторов обещает снять запрет на использование антенн спутникового телевидения.

Теперь пошли споры об Интернете.

Аятолла Хадави высказывается в поддержку Интернета с оговоркой о необходимости блокировать доступ на порнографические сайты. При этом он считает, что не следует препятствовать свободному политическому диалогу.

Аятолла Мухаммед Таки Месба-Язди, идеолог правого консервативного движения в Иране, с аятоллой Хадави не согласен и утверждает, что Интернет нужен духовенству, однако допускать его широкое распространение среди иранского населения нельзя. Разговорившись с нами на улице, студент-теолог, назвавший адрес своей электронной почты, но не пожелавший представиться, рассказал, что проводит много времени в исламских чатах. В исламском Интернете, по его словам, существует серьезная конфронтация между сайтами шиитов, которые доминируют в Иране, и суннитов из Саудовской Аравии. (FT)