В США стали меньше производить и покупать


ВАШИНГТОН - Чем больше замедляется рост американской экономики, тем больше сокращают закупки производители и потребители. Объем заказов на производство товаров длительного пользования в США резко сократился в октябре, что может привести к снижению в ближайшем будущем капиталовложений в новые технологии и машиностроение. Индекс, определяющий потребительский климат, упал до рекордно низкого уровня более чем за год.

По данным Министерства торговли США, объем заказов на товары длительного пользования, которые служат не менее трех лет (в их число входят как самолеты, так и крупная бытовая техника), сократился в октябре на 5,5% после роста в сентябре на 2,4%. Октябрьское падение оказалось гораздо более существенным, чем ожидали аналитики. Оно, впрочем, в значительной степени было вызвано заметным сокращением объемов заказов на продукцию транспортного сектора, в котором этот показатель подвержен существенным колебаниям. Если не учитывать этот сектор, то сокращение объема заказов в октябре составляет 2,2%, а рост в сентябре - 0,8%.

Объем заказов на самолеты гражданской авиации сократился на внушительные 58,2%, заказы компаниям электронной и телекоммуникационной отраслей - на 9,9%, хотя в сентябре они выросли на 8,9%. А вот машиностроительные компании, включая производителей компьютеров, в октябре получили на 1,8% больше заказов, тогда как в сентябре падение составило 4,8%. Спрос на капитальные товары, не включающие оборудование для военно-промышленной отрасли, который рассматривается экономистами как показатель будущих капиталовложений, рухнул на 11,3% после роста в сентябре на 5,4%.

Поскольку банки ужесточают правила кредитования, а на рынке корпоративных облигаций последнее время наблюдается высокая волатильность, многим компаниям ставится труднее занимать деньги. Поэтому аналитики предсказывают в ближайшем будущем снижение объемов инвестиций в новые технологии и машиностроение. По данным инвестиционно-брокерской компании Salomon Smith Barney, рост реальных капиталовложений в IV квартале составит около 10,4%, а в I квартале 2001 г. снизится до 8,5%, тогда как в I квартале текущего года он составил 20,6%.

"В целом показатели достаточно низкие, но кричать караул не стоит. Наибольшее беспокойство вызывает прежде всего прогноз снижения капиталовложений", - говорит Кристофер Виганд, экономист Salomon Smith Barney.

С большим пессимизмом стали оценивать экономическую ситуацию не только производители, но и потребители. Основной индекс, определяющий потребительский климат, упал в ноябре до 133,5 пункта со 135,8 пункта в октябре. Это падение, как считают специалисты, напрямую связано с неразберихой вокруг выборов президента США. При этом аналитики отмечают, что потребительский климат, несмотря на колебания на фондовом рынке и признаки замедления темпов роста экономики, остается достаточно благоприятным, чему способствует рекордно низкий уровень безработицы. Американцы намерены без ограничений тратить деньги в предстоящие праздники. (WSJ, 29. 11. 2000)