Консерваторы ищут себя


БЕРЛИН - Когда главу немецких консерваторов Анжелу Меркель спросили, что для нее значит быть консерватором, она долго не могла ничего ответить. Потом пробормотала, что консерватизм призван сохранить то, что стоит сохранить, и изменить то, что нужно изменить. Подобная неуверенность и отсутствие четких ориентиров характерны для консерваторов по всей Европе, что лишний раз подтверждает поражение тори на состоявшихся неделю назад выборах в Великобритании.

Исключения, достойные внимания, составляют только Испания, где на выборах в прошлом году головокружительную победу одержали правоцентристы, и Италия, где харизматическая фигура Сильвио Берлускони обеспечила месяц назад победу консервативному альянсу.

Но в остальных западноевропейских странах партии правоцентристского толка безнадежно отстали от левых партий. В Германии и Франции, как и в Великобритании, левоцентристы сегодня прочно заняли политический центр. Их лидеры активно выступают за проведение рыночных реформ, что сглаживает различия между левыми и правыми партиями и заставляет консерваторов искать другие основы для формирования своих программ. "Социалисты взяли на вооружение многие из положений, которых придерживаемся мы, поскольку они стараются не отстать от моды. У них нет настоящих, неизменных собственных убеждений, и они готовы сменить позицию, если ветер подует в другую сторону", - говорит Ханс-Герд Петтеринг, лидер христианско-демократических партий в Европарламенте.

Беспорядок и неуверенность в стане консерваторов отрицательно сказываются на решении проблем, существенных для будущего Европы. Многие экономисты, к примеру, считают, что сегодня ЕС необходима твердость для проведения ряда важных реформ - от реформы рынков труда до реформы систем социального обеспечения. Если правые не смогут представить программу, которая найдет отклик у избирателей, они скорее всего вообще окажутся на периферии политической жизни Европы. И, что более важно, слабые позиции консерваторов оказывают негативное воздействие на европейский демократический процесс: как показывает пример Австрии, если избиратели не видят разницы между программами традиционных партий, они могут отдать свои голоса экстремистским группам.

Во Франции, где президентские и парламентские выборы состоятся в следующем году, различия между ранее противоположными политическими лагерями также быстро стираются. "Позиции левых и правых практически идентичны в подавляющем числе случаев", - говорит Жан-Люк Пароди, руководитель исследовательского Центра изучения политической жизни Франции.

Поражение британских консерваторов на прошлой неделе скорее всего надолго оставит партию в нокдауне. Избиратели отдали предпочтение Тони Блэру за то, что он проводил эффективную бюджетную политику, добился снижения безработицы и инфляции. Потеряв свое традиционное преимущество в вопросах экономики, британские консерваторы до сих пор не смогли найти себе нового "конька".

Перед трудным выбором между центристским курсом и традиционным консервативным подходом (с его жесткой позицией в вопросе иммиграции и поддержкой свободного рынка) оказались и христианские демократы Германии. Канцлер ФРГ Герхард Шредер, руководящий страной уже почти три года, перенял опыт Блэра: добился поддержки деловых кругов и завоевал славу реформатора, энергично взявшись за реформу налоговой и пенсионной систем. А его смелые предложения по реформе ЕС позволили немецким левым отнять у своих политических противников право называться партией европейской интеграции.

Сейчас Шредер завоевывает последние бастионы консерваторов. Недавно он создал специальный совет по этике, который занимается проблемами нравственных ограничений при проведении исследований эмбрионального развития, а его жена призывает к введению более строгих правил воспитания детей. Таким образом, европейским консерваторам сегодня приходится активно искать свою позицию, чтобы хоть как-то дистанцироваться от политических противников. (WSJ, 8. 09. 2001)