Во что играют американцы


Продажи игровых приставок в США в 2001 г. достигли рекордного объема. Главной причиной этого стал рост ассортимента и доступности модных игровых приставок производства компаний Microsoft, Nintendo и Sony.

В четверг исследовательская компания NPD Group опубликовала отчет, согласно которому за прошедший год суммарные продажи игровых приставок, соответствующих программ и аксессуаров типа пультов управления выросли на 43% - если в 2000 г. объем рынка оценивался в $6,58 млрд, то годом позже он достиг $9,4 млрд. По объему оборота игровая отрасль превзошла киноиндустрию, кассовые сборы которой принесли в 2001 г. $8,35 млрд. При этом доходы от продаж игровых программ выросли за год на 4,4%, достигнув $1,42 млрд.

Аналитики из NPD утверждают, что основная заслуга в возрождении игрового сектора после весьма неудачного 2000 г. принадлежит приставке Xbox производства Microsoft и двум устройствам, выпущенным компанией Nintendo, - GameCube и Game Boy Advance. Xbox и GameCube появились на рынке в ноябре и к концу декабря были практически полностью раскуплены.

В отчете NPD не указаны доли рынка, занимаемые отдельными производителями. По данным корпорации Microsoft, число устройств Xbox, проданных в Северной Америке по цене $299, составило порядка 1,5 млн. Японская компания Nintendo утверждает, что в США было продано 1,2 млн ее приставок GameCube ценой $199. Объем продаж приставок PlayStation 2, стоящих $299, составил в Северной Америке, по данным Sony, около 6,6 млн штук. Таким образом, явным лидером рынка стала компания Sony.

У новых дорогих систем PlayStation 2 и Xbox есть очень важное достоинство - они не только являются платформой для игр, но еще и позволяют воспроизводить аудиозаписи на CD-ROM и DVD, а также подключаться к Интернету. Однако и более дешевые (в пределах $100) игровые консоли, в том числе ранняя версия PlayStation и Game Boy Advance, сумели привлечь многих покупателей в условиях спада экономики.

"Данная отрасль достигла зрелости, так что каждая категория потребителей может сделать для себя выбор, - говорит Ричард Оу, менеджер компании NPD. - На маркетинг новых устройств в сумме затрачено около $1 млрд, и разработчики постарались учесть интересы всех возрастных групп. Примечательно, что ни одна из трех компаний пока не развернула игровые сети для своих консолей и не предложила модель для бизнеса. По-видимому, это направление станет следующим этапом развития".

Аналитики не берутся предсказывать, насколько успешным будет нынешний год для игровой отрасли. По мнению Ричарда Оу, превзойти рекорд прошлого года будет трудно: в значительной степени величину дохода в 2001 г. определила высокая начальная цена устройств. Если изготовители решат снизить цены в соответствии с ожиданиями аналитиков и разработчиков игровых программ, то добиться прошлогоднего объема доходов можно будет, только резко увеличив количество проданных изделий. На прошлой неделе Nintendo объявила о снижении цены Game Boy Advance в США на 20% - таким образом, эта консоль будет стоить всего $80. По словам представителей компании, за первые шесть месяцев после выпуска этой модели в Соединенных Штатах было продано 4,8 млн экземпляров. Представительница американского подразделения Sony сообщила, что корпорация рассматривает вопрос о снижении цены на PlayStation 2, но принимать решение пока рано. "Сейчас приставки хорошо идут и по цене $299", - пояснила представительница.

Важным преимуществом PlayStation является большой ассортимент программ, написанных для этого устройства. Sony выпустила свою консоль на год раньше конкурентов, и программисты успели хорошо ее освоить. В числе хитов игрового рынка, в течение долгого времени существовавших только на платформе PlayStation 2, можно назвать Metal Gear Solid 2 производства Konami, Final Fantasy X производства Square и собственную разработку Sony - игру Gran Turismo 3: A-Spec. (WSJ, 7. 02. 2002)