SAB собирается купить Miller Brewing


Южно-африканская компания South African Breweries, стремящаяся стать одним из мировых лидеров пивного рынка, ведет с концерном Philip Morris переговоры о покупке компании Miller Brewing, второго в США производителя пива. По некоторым оценкам, стоимость сделки может составить около $5 млрд.

По имеющимся данным, переговоры близки к завершению, окончательные условия сделки должны быть выработаны в ближайшие недели, хотя до сих пор не исключено, что стороны так и не придут к соглашению. Philip Morris ранее уже искала покупателей для Miller Brewing, однако прежние переговоры заканчивались неудачно. Рынок пива сейчас стремительно консолидируется. Если SAB купит Miller, она станет вторым по величине мировым производителем пива, занимающим прочные позиции на весьма привлекательном и динамичном американском рынке. Объединенной компании придется конкурировать с такими быстро растущими корпорациями, как американская Anheuser-Busch, бельгийская Interbrew и нидерландская Heineken. Стороны сейчас обсуждают структуру платежей. Предполагается, что SAB выплатит за Miller около $2 млрд наличными, остальные $3 млрд - в виде своих акций. В результате к Philip Morris может перейти примерно 25% акций SAB при условии, что она в течение некоторого времени не будет продавать этот пакет. Представители SAB отказались сообщить подробности хода сделки.

Philip Morris стремится минимизировать налоги, поэтому планируется, что наличные деньги не будут переданы ей напрямую. Вместо этого американская корпорация перечислит $2 млрд своих долгов на Miller Brewing, а SAB затем примет эти долги на себя. С помощью сделки Philip Morris рассчитывает избавиться от наименее прибыльного подразделения в своей структуре, включающей такие мощные брэнды, как сигареты Marlboro и пищевые продукты Kraft. Кроме того, это будет первой крупной инициативой Луиса Камильери, который должен приступить к исполнению обязанностей генерального директора Philip Morris в конце апреля. Продав Miller Brewing, Камильери получит возможность расширять наиболее приоритетные направления путем приобретения новых компаний. Хотя именно Miller Brewing около 30 лет назад изобрела "легкое" пиво, эта компания мало известна за пределами США, и сейчас ее доля рынка постепенно сокращается под натиском Anheuser-Busch.

В развивающихся странах SAB, владеющая торговой маркой Pilsner Urquell, сейчас лидирует на рынке пива. Она активно развивает бизнес в Китае, Польше и Гондурасе, а в ЮАР ее доля рынка составляет 95%. Но руководство компании полагает, что статус международной корпорации подразумевает наличие прочных позиций в США. Покупка Miller Brewing обеспечила бы SAB более высокую норму прибыли в этом регионе, чем в развивающихся странах. К тому же доход, номинированный в долларах, уменьшил бы зависимость компании от неустойчивого курса южно-африканской валюты ранда. Впрочем, многие аналитики сомневаются, что, заполучив Miller, SAB добьется большего успеха, чем Philip Morris, обладающая одной из лучших в мире маркетинговых служб. SAB была основана в 1895 г., и история ее развития долгое время оставалась тесно связанной с перипетиями истории ЮАР. В частности, в эпоху апартеида компания была отрезана от мирового рынка и процесса консолидации, который переживала мировая пивоваренная отрасль. Именно этим объясняется практически полное отсутствие компании на сегодняшнем американском рынке. В 1990-х, когда с апартеидом было покончено, SAB, ставшая в этому времени многопрофильной, начала продавать активы, не связанные с пивом, и вкладывать средства в расширение пивного бизнеса в Африке, Восточной и Центральной Европе и Азии. Однако до сих пор ей не удавалось закрепиться на рынке развитых стран Запада или приобрести известную на Западе торговую марку. (WSJ, 3. 04. 2002)