Долг после Falkon


Как известно, своей сделкой по погашению долга бывшего СССР перед Чехией РАО ЕЭС при посредничестве Falkon ликвидировала $2,5 млрд от общей суммы долга в $3,6 млрд. Это была чисто финансовая операция. На очереди товарные поставки. Вчера Земан ездил в Электросталь - смотреть на дочернее предприятие АО "ТВЭЛ", производящее топливо для ядерных реакторов. А сегодня, как стало известно "Ведомостям" от источника в Минатоме, в Белом доме чешский премьер подпишет протокол, согласно которому Россия за пять лет поставит для чешской АЭС ядерное топливо на сумму в $200 млн в счет российского долга.

Премьеры Чехии и России почтут своим присутствием и подписание ряда коммерческих контрактов между российскими и чешскими предприятиями. Наиболее крупный из них - строительство гостиничного комплекса в Нижнем Новогороде на сумму в $50 млн. Строить комплекс, скорее всего, будет совместное предприятие, которое в равных долях будет принадлежать администрациям Нижегородской области и Нижнего Новгорода, чешскому Торговому банку и Росбанку.

Чешский премьер Милош Земан приехал в Россию за долгами, оставшимися после виртуозной сделки с участием РАО ЕЭС и фирмы Falkon. Поставки ядерного топлива на $200 млн - дело практически решенное. Среди претендентов на оставшиеся $900 млн, которые российский бюджет должен вернуть Чехии, доминируют оружейники и судостроители.

В счет долга будет развиваться и военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Чехией, которого не было больше 10 лет. После распада Организации Варшавского договора в 1991 г. Чехия даже обменяла вполне современные МиГ-29 на вертолеты. По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в рамках межправительственного соглашения о ВТС, которое подпишут сегодня, будут поставлены запчасти и осуществлен ремонт оружия советского производства на сумму $20 - 30 млн. Впрочем, замах у чехов больше - представитель правительства Чехии заявлял накануне визита о возможности покупки двух-трех средних военно-транспортных самолетов Ан-70 и семи ударных вертолетов Ми-24 на сумму в $300 - 400 млн. Впрочем, в перспективу сделки с Ан-70 Макиенко не верит. "В таком случае чехи стали бы единственными во вселенной обладателями самолета Ан-70, программа создания которого явно нежизнеспособна", - говорит эксперт.

К долговой схеме пытаются пристроиться и российские судостроители. Как заявил пресс-секретарь холдинга "Новые программы и концепции" (НПК) Валерий Погребенков, "в ходе визита предполагается обсудить возможность подписания контракта на поставку двух-трех судов проекта "река - море" "Валдай" постройки "Северной верфи" [принадлежит холдингу НПК] в счет погашения госдолга". А еще, как сообщил источник в правительстве, ведутся переговоры о строительстве судов аналогичного класса на заводе "Красное Сормово", принадлежащем ОАО "Объединенные машзаводы". Общая сумма сделки на первоначальном этапе, по словам источника в правительстве, вряд ли превысит $15 - 20 млн.