"Звезды" кончились


ЛОНДОН - В прошлом году мировые объемы продаж компакт-дисков снизились на 5,1%. Подобное случилось впервые с тех пор, как в музыкальной индустрии появился формат CD. Производители обвиняют в своих неудачах пиратов.

В прошлом году совокупный объем продаж на мировом рынке звукозаписи упал на 5% и составил $33,66 млрд, по данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI) - торговой группы, базирующейся в Лондоне. IFPI объясняет такое падение наплывом пиратской продукции и нехваткой суперзвезд, которые бы привлекали публику новыми хитами. Впервые с 1966 г. не нашлось ни одного альбома, продажи которого достигли бы 5 млн экземпляров. Лучше всего продавался альбом Hybrid Theory группы Linkin Park (4,8 млн экземпляров). По оценкам федерации, еще 4,3 млн распространилось в виде пиратских копий.

"Минувший год был поистине штормовым для международной звукозаписывающей индустрии", - сказал на пресс-конференции Джей Берман, председатель совета директоров и генеральный директор IFPI. Сказывалась растущая конкуренция с цифровыми видеодисками, совпавшая с трудным экономическим периодом, когда потребители должны были более аккуратно рассчитывать свои расходы на развлечения. Отдельную угрозу, как всегда, представляло распространение нелегальной продукции. Представители музыкальной индустрии борются с пиратством всеми доступными способами: выпускают диски со специальной защитой от копирования, пытаются создать работающую модель распространения платной подписки на цифровые записи. Universal Music International и Sony Music уже создали совместную службу распространения цифрового медиа-контента по подписке (система Pressplay). Другие крупные музыкальные компании (RealOne Music, AOL) создали аналогичную систему MusicNet.

Тем не менее к концу года финансовая картина оказалась довольно безрадостной для отрасли. Мировые продажи в долларовом выражении неуклонно падали с 1996 г., когда наблюдался пик - около $40 млрд. В штучном выражении снижение составило 6,5%: продажи CD упали на 5%, продажи синглов - на 16% и продажи кассет - на 10%.

В числе причин падения называют и дефицит суперзвезд нового поколения, которые заменили бы "стариков", взошедших на музыкальный Олимп в 1980-е гг., таких как Майкл Джексон или Мадонна. Это означает, что представителям музыкального бизнеса приходится тратить дополнительные средства на раскрутку артистов более мелкого масштаба. Подобные предприятия не всегда увенчиваются желаемыми результатами. Берман прямо говорит об этом: "Нам не хватает мегазвезд, чтобы люди ринулись в музыкальные магазины". Он настаивает на том, что общий спрос на музыкальную продукцию сейчас больше, чем когда-либо, но пиратские диски и кассеты по большей части способны удовлетворить аппетиты любителей.

На американском рынке - крупнейшем в мире - объемы продаж снизились на 4,5%. В Германии падение составило 9,2%, в Италии - 9,4%, в Японии - 9,4%. Более радужная картина во Франции и Великобритании, где продажи подскочили (соответственно на 10% и 5%). В обоих случаях это объясняется популярностью вошедших в моду местных артистов (например, британской певицы Дайдо), которые компенсировали провалы в продажах зарубежных записей. В Великобритании на местных исполнителей пришлось семь самых продаваемых альбомов, во Франции - 20. (WSJ, 17. 04. 2002)