Нелюбимый владыка мира


Председатель совета директоров французского медиа-конгломерата Vivendi Universal Жан-Мари Месье раздражает всех - акционеров, политиков, деятелей культуры. И именно от них зависит, сохранит ли он свой пост.

В прошлом году Месье уволил пользовавшегося популярностью руководителя одного из убыточных подразделений компании. Этот шаг навлек на него критику со стороны деятелей французской культуры и практически всех участников президентской гонки.

Акционеров компании раздражает настойчивость, с которой Месье отстаивает опционы для руководителей компании, в том числе и для себя. Их раздражают непривычно высокие для Европы размеры его зарплаты. Бизнесменов и банкиров раздражает бесконечное мелькание фотографий руководителя Vivendi на обложках глянцевых журналов и на телеэкранах.

Так вот сейчас, чтобы удержаться в кресле гендиректора Vivendi, 45-летнему Месье, по всей видимости, придется заручиться поддержкой той самой элиты, которую он так усердно злил.

Ближайшее заседание совета директоров Vivendi должно состояться в среду утром в Нью-Йорке. Поскольку инвесторы выказывают острое недовольство деятельностью руководства компании, совет грозит перерасти в референдум на тему, насколько успешно Месье управляет Vivendi. В этом году акции компании упали на 45%.

Плачевная ситуация с акциями заставила построже взглянуть на Месье даже его старых соратников - семью Бронфман, которой принадлежит три места в совете директоров компании. Полтора года назад семья Бронфман продала Месье принадлежавший ей контрольный пакет акций в компании Seagram, получив за это некое количество акций Vivendi. Сегодня ценность этого приобретения сильно сократилась.

Пострадали, конечно же, не только члены семейства Бронфман. Сейчас во Франции многие по-новому взглянули на многочисленные приобретения, которые Месье делал в прошлом году, чтобы расширить присутствие Vivendi на рынке в США.

Отчасти благодаря покупательским талантам Месье на сегодняшний день долг корпорации составляет ни много ни мало $30,8 млрд. В начале мая, после того как стало известно, что у компании есть не зафиксированные в финансовом отчете дополнительные обязательства на сумму $1,4 млрд, рейтинговые агентства понизили рейтинг облигаций Vivendi, и теперь от статуса "бросовых" их отделяет всего один пункт.

При том что многие неприятности Месье прежде всего связаны с его пренебрежительным отношением к французскому деловому этикету, именно деловая элита Франции может сегодня стать тем спасательным кругом, который поможет удержаться на плаву руководителю Vivendi. В совет директоров компании входят такие влиятельные во Франции фигуры, как генеральный директор компании по торговле эксклюзивными товарами LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton или Серж Чурук, глава телефонной компании Alcatel. Месье, в свою очередь, тоже заседает в советах директоров этих компаний.

Несмотря на тяжелую ситуацию в Vivendi, коллеги Месье по руководящей работе могут посчитать недостойным выкинуть из компании своего товарища. "В некоторых компаниях, из числа тех, что возглавляют члены совета директоров Vivendi, дела тоже идут не блестяще, - говорит один из советников Месье. - Им легко представить себя в такой же ситуации".

Так или иначе, но на предстоящем заседании совета директоров Месье придется нелегко. По свидетельству осведомленных источников, членов совета директоров волнует, помимо прочего, еще один вопрос: сохранили ли доверие к Месье инвесторы в Европе и в США? Со времени приобретения Seagram Месье нередко делал чересчур смелые обещания. В 2000 г. он вслух мечтал о том, что его конгломерат создаст сервис по просмотру фильмов и прослушиванию аудиофайлов на сотовых телефонах. Мечты оказались несбыточными, и Месье прекратил говорить об этом, так ничего никому и не объяснив.

Не далее чем 6 марта во время конференции по селекторной связи Месье сообщил аналитикам о своем намерении продать часть акций Vivendi Environment. Днем раньше на пресс-конференции он утверждал, что это не входит в его планы. В мае прошлого года, когда Vivendi вела переговоры о покупке американской издательской компании Houghton Mifflin, официальный представитель Vivendi в Париже отрицал, что его компания "сделала предложение" американскому издательству. Через 10 дней Vivendi заключила сделку.

"Этот человек и система, которую он создал, вызывают массу вопросов, - говорит Бертран де ла Бон, один из директоров парижского Banque dХOrsay, владеющего долей в Vivendi. - Ему больше верить нельзя".

Жан-Мари Месье сам делает себя мишенью для критики. В феврале 2000 г. он издал книгу о себе, озаглавленную J6M (Jean Marie Messier Moi Meme Maitre du Monde - "Жан Мари Месье - я сам владыка мира").

Неприязнь Месье к французскому истеблишменту объяснить трудно. Он так же, как и прочие руководители французского бизнеса, окончил элитные Ecole Polytechnique и Ecole Nationale dХAdministration. Подобно многим нынешним гендиректорам французских компаний, Месье сначала послужил в правительстве, точнее, в Министерстве финансов, а затем на весьма престижной должности в частном секторе. В случае Месье это был пост в почтенном инвестиционном банке Lazard Freres.

Из банка он в 1994 г. пришел в компанию по водоснабжению Cie. Generale des Eaux, которую в 1997 г. переименовал в Vivendi и стал постепенно превращать в медиа-гигант. При этом он полностью посвятил себя росту доходов и прибыли, не давая при этом себе труда задуматься, как относятся к его деятельности его же соотечественники.

В апреле Месье уволил Пьера Лескюра, генерального директора Canal Plus. По американским понятиям, увольнение руководителя, чье подразделение было убыточным на протяжении пяти лет подряд, а размер убытков составил $5,6 млрд, шаг правильный.

Однако Месье выбрал не тот момент: это произошло всего за пять дней до первого раунда президентских выборов во Франции. Политики всех мастей обрушились на руководителя Vivendi, назвав увольнение Лескюра "оскорблением нации".

Месье не стал советоваться со "старшими товарищами" в правительстве и не стал искать компромисса, чтобы, как это принято во Франции, сохранить лицо Лескюра и его компании.

Восстановить против себя руководителей бизнеса во Франции еще полбеды. Но Месье ухитрился потерять расположение инвесторов даже по другую сторону Атлантики благодаря досадному свойству принимать решение, а затем это решение пересматривать.

Недавно на ежегодном собрании акционеров Vivendi Месье решил покаяться. "Я понял свои ошибки и исправлю их", - сказал он. (WSJ, 29. 05. 2002)