Nestle покупает "Святой источник"


Крупнейший мировой продовольственный холдинг Nestle вот-вот объявит о покупке российского производителя бутилированной воды "Святой источник". По сведениям "Ведомостей", 5% российского водяного рынка обойдутся компании в $50 млн. Компания "Святой источник" была основана в 1994 г. и стала первым крупным производителем бутилированной воды в России. По данным маркетингового агентства GfK, в Москве и Петербурге "Источник" контролирует около 5% рынка. Такая же доля рынка у питьевой воды компании Coca-Cola - Bon Aqua, а Pepsi-Cola с Aqua Minerale занимает 11% рынка. У Nestle розливом и продажей воды занимается подразделение под названием Nestle Waters. Оно контролирует такие известные компании, как Vittel, Perrier и San Pellegrino. Объем продаж Nestle Waters в прошлом году достиг $4,4 млрд. Это 16% мирового рынка.

Российская компания под названием "Святой источник" не значится ни в базе данных ФКЦБ, ни в архивах Московской регистрационной палаты. По данным источника, знакомого с условиями сделки Nestle, водяным бизнесом американца Джона Кинга владеет кипрская компания Saint Springs Ltd. В России она контролирует четыре компании - ЗАО "Серебряный источник", которое занимается розливом воды в Костроме, ООО "Лучшая вода" (головной офис "Святого источника" в Москве), а также фирмы "Посейдон трейдинг " и "Чистые ключи" (занимаются доставкой питьевой воды в офисы в Москве и регионах). Слухи о возможной продаже Saint Springs появились еще в конце прошлого года. Тогда говорили о двух претендентах на компанию - Nestle и Coca-Cola. Обе эти корпорации отрицали, что ведут переговоры с владельцами Saint Springs. Однако вчера Юбер Женьи, пресс-секретарь компании Nestle Waters, подтвердил, что переговоры ведутся, и пообещал предоставить более подробную информацию в ближайшие дни. "Мы ждем, пока наши российские партнеры дадут добро на разглашение информации", - сказал Женьи. Генеральный директор "Святого источника" Дэвид Грэди от комментариев отказался. По словам источника, знакомого с условиями сделки, швейцарская компания готова заплатить за все активы Saint Springs около $50 млн. Ежегодный оборот "Святого источника", по оценке аналитика инвестиционной компании UBS Brunswick Warburg Владимира Савова, составляет около $20 млн, и обсуждаемая сумма сделки кажется Савову правдоподобной. Ведь покупателю приходится доплачивать за сильную торговую марку.

Сейчас, по словам источника "Ведомостей", Saint Springs контролируют Кинг и его партнеры - частные инвесторы. Часть акций - у инвестиционных фондов: Agribusiness (7%), "США - Россия" (15%) и Framlington. Сама компания свою структуру собственности не раскрывает.

Nestle Waters давно продает в России свою дорогую продукцию - например, воду Vittel и Perrier, но с этими марками большую долю рынка в нашей стране занять невозможно. Между тем российский рынок развивается исключительно динамично. В прошлом году продажи воды Nestle во всем мире выросли на 11%. Тем временем в России, по данным маркетинговой компании AC Nielsen, продажи бутилированной воды увеличились на 28%, а в Москве и Петербурге - на все 50%.

Руководители российских "водяных" компаний не боятся появления нового сильного конкурента. Наоборот, некоторые из них рассчитывают, что Nestle поможет и им увеличить продажи, пропагандируя бутилированную воду как товар. "[Приход] Nestle может подтолкнуть развитие отечественного рынка, ведь россияне пьют в пять-шесть раз меньше бутилированной воды, чем поляки", - говорит Жак Флюри, президент компании Georgian Glass & Mineral Water, выпускающей "Боржоми".

А директор по маркетингу российского отделения Pepsi-Cola Алексей Мехоношин полагает, что укрепление позиций Nestle в России едва ли радикально изменит общий расклад сил. Сегодня на трех крупнейших участников рынка приходится не более трети всего объема продаж бутилированной воды, остальное - за небольшими региональными заводами.